«Я отказалась от карьеры в консалтинге ради работы в школе» – как научить ребенка финансовой грамотности

Однажды мне просто понравилось вести урок... Я окончила Финансово-экономический университет в Петербурге и во время учебы успела поработать на бирже, в крупной автомобильной компании, в финской производственной компании. К последнему курсу университета я накопила опыт для работы в консалтинговой компании BCG. И именно тогда я первый раз наткнулась на рекламу программы «Учитель для России». В рекламе говорилось, что эта программа отбирает профессионалов из разных областей, готовит их к школе и направляет работать учителем в российские школы, находящиеся в сложном социально-экономическом контексте. Неожиданно для себя я подала заявку. Дома меня не поддержали. Это решение мне и самой казалось странным. Я не могла найти для себя рациональных аргументов и решила, что заполню заявку и посмотрю, что будет дальше. Отборочный тур в программу проходил в офисе BCG. Я поняла, что интуиция меня не подвела, ведь это отличный способ узнать изнутри компанию, в которой я еще недавно хотела работать. Но когда я пришла на отбор, то на все 8 часов забыла, что нахожусь в BCG. Екатерина Трушина на уроке по финансовой грамотности Мне было интересно вести урок, знакомиться с людьми из образования, выполнять задания. Я ушла абсолютно счастливой. К тому моменту когда меня пригласили в программу, было уже столько пройдено, что я не смогла отказаться. Когда доверяешь своей интуиции Некоторым людям это покажется странным, но я доверяю своей интуиции. Почему-то я была уверена, что эта возможность появилась не просто так и она была важной. Я читала стихотворение «Три пальмы» Михаила Лермонтова и поняла, что это кривая альтернативных издержек. Я собиралась работать учителем экономики и обществознания, но в московскую школу №554 меня взяли на должность учителя литературы. В этом была ирония судьбы, но именно она позволила мне найти дело, которое я по-настоящему полюбила. Однажды мы с классом читали стихотворение «Три пальмы» Михаила Лермонтова, и я не могла избавиться от мысли, что на данном примере можно легко построить кривую производственных возможностей. Мы задавались такими вопросами: «Почему пальмы недовольны своей жизнью? Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения?». Неожиданно я спросила класс: «К каким факторам производства вы бы отнесли пальмы?» Повисла тишина. Я построила график и попробовала объяснить детям стихотворение с точки зрения экономики. После у нас возник спор «лириков» и «экономистов» по поводу использования природных ресурсов и должного отношения к природе. Мы подняли важную проблему взаимоотношений человека и природы, потребительского отношения ради сиюминутных желаний. Екатерина Трушина на мастер-классе по финансовой грамотности Через призму стихотворения мне удалось выйти на одну из главных экономических тем — как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения неограниченных потребностей. Урок прошел замечательно, поэтому на одном примере я не остановилась. Например, я поняла, что через «Преступление и наказание» можно объяснить деятельность микрофинансовых организаций, схему кредитования. Через «Мертвые души» можно много узнать о налогах; можно разобрать бюджет семьи Карениных и сделать выводы об устройстве быта в конкретную эпоху. Так я переделала школьный курс экономики... После череды вдохновляющих уроков я пришла к директору и попросила ввести экономику в школьный курс. Со следующего года я стала руководителем экономического направления, в которое вошли три профильных класса. Когда я взяла в руки учебники по экономике, я впала в ступор. Одно дело — объяснить кривую производственных возможностей на примере «Трех пальм», другое дело — каким-то образом разбирать сухую теорию, а именно так и написаны были учебники: ни одного живого кейса и актуального примера. Я попробовала объяснять теорию и поняла, что детям не очень интересно. Однажды на уроке я отложила учебник и просто спросила у учеников, какие у них есть вопросы, которые могли бы касаться нашего предмета. Поднялась первая рука: «А почему одни люди богатые, а другие бедные?». Затем еще одна: «Почему цены на похожие товары такие разные?», «Почему в одних странах люди живут хорошо, а в других нечего есть?», «А правда, что скидок не существует?». Так мы собрали около 120 вопросов, и я раскидала их по курсу экономики. Оказалось, что отвечая на них, мы сможем пройти программу за год и даже охватить темы, которые предстоят нам только через 2-3 года. Каждый урок начинался с вопроса. На протяжении всего курса мы отталкивались от реальных потребностей и интересов школьников. Спустя полгода занятий мы с ребятами из 10 класса вышли на кейс-чемпионат в МГУ. Туда не прошла ни одна школьная команда кроме нас. Все остальные были студентами МГИМО, МГУ, НИУ ВШЭ и других вузов. Мои ребята заняли 4 место — это была наша большая победа. ... и открыла курсы финансовой грамотности Когда я распределила все вопросы по экономике, оказалось, что большой блок относился к теме финансовой грамотности, то есть к проблемам, связанным с личными деньгами детей. Но данная тема не входила в курс экономики. Эти проблемы были более мелкого, скорее бытового характера, но интересовали детей намного сильнее. Тогда я приняла решение открыть в школе курсы финансовой грамотности. На занятиях дети учились проверять подлинность сайта, безопасно совершать платежи, узнавали что такое инвестиции, в каких случаях необходимо страхование, какие тренды есть в мире финтеха и как это может повлиять на наше будущее. Спустя некоторое время я написала свой учебник по финансовой грамотности для 10-11 классов. Сейчас он вошел в федеральный перечень учебников, и любая школа может официально по нему учиться. Я старалась написать его на максимально доступном языке, приводить в пример актуальные кейсы, выбирать самые эффективные методы обучения конкретной теме. А потом появился мобильный банк с обучением финансовой грамотности Во время занятий со школьниками я выяснила, что у детей реально есть деньги. Но они не находятся в безопасности по ряду причин. Во-первых, дети часто теряют деньги или их воруют хулиганы. Во-вторых, дети дают друг другу взаймы и не всегда возвращают. В-третьих, дети часто пытаются накопить определенную сумму на желание, но не могут. А еще дети пытаются совершать финансовые операции в онлайне, и совершают множество ошибок. Я осознала, что на сегодняшний день у школьников нет никакого финансового инструмента, который бы им подсказывал, как действовать правильно и эффективно. У взрослых есть мобильные банки, банковские карты, вклады, приложения, помогающие анализировать доходы и расходы, покупать со смартфона акции и облигации, а у детей нет ничего. Но есть деньги. Так мне пришла идея создать детский мобильный банк, который также обучал бы финансовой грамотности. Я нашла московскую команду, которая уже работала в сфере финансовых технологий, и пришла к ним с предложением создать первый детский мобильный банк с обучающими элементами. Приложение называется Panda Money. Сейчас у него 10 тысяч скачиваний, оно вошло в рейтинг самых привлекательных для западного рынка приложений наряду с Telegram и LinguaLeo. Нашу команду пригласили в закрытый государственный акселератор Японии. Мы получили несколько предложений от банков Японии, Сингапура и Европы. Сейчас мы сделали лишь небольшой шаг: выпустили электронную копилку, вшили внутрь часть банковской механики, подготовили прототип детского банка. Впереди у нашей команды большие планы. Я верю в эту идею и точно знаю, что детям это реально поможет. Сейчас я периодически преподаю, провожу игры, мастер-классы по финансовой грамотности, езжу с по разным городам России. Параллельно с этим я руковожу проектами по финансовой грамотности в Сбербанке и, конечно же, развиваю проект детского банка. Все эти многочисленные проекты, идеи и возможности, которые у меня появились в жизни, просто не состоялись бы без опыта работы учителем в обычной общеобразовательной школе. Все-таки моя интуиция меня не подвела. Как научить ребенка финансовой грамотности Позвольте ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета. Например, распланируйте бюджет Дня рождения ребенка вместе с ним. Так он будет учиться принимать решения в условиях ограниченного бюджета, поймет, что желания не всегда соответствуют возможностям, а некоторые вещи можно заменять более дешевыми аналогами. Также совместно можно принимать решения о крупных покупках, подумайте вместе с ребенком над всеми минусами и плюсами этой покупки, просчитайте какая сумма потребуется на приобретение товара и возможно ли ее оплатить сразу целиком. Таким образом, ваш ребенок сможет познакомиться с азами семейного планирования, а также в реальной ситуации сможет столкнуться с понятиями кредит, рассрочка, лизинг и другое. Попросите ребенка посчитать затраты на его обучение. В продолжении темы планирования можно попросить ребенка составить список всего необходимого к учебному году. Для него будет полезно рассчитать и спланировать объем средств, которые мы ежемесячно и ежегодно тратим на образование наших детей — от канцелярии до репетиторов. Знакомьте детей с профессиями будущего и рассматривайте затрачиваемые силы, время и деньги на обучение как инвестицию. Предложите ребенку выбрать одну из профессий и решить (обязательно рассмотрите и обсудите профессии будущего), какие для нее нужны знания и навыки. Пусть ребенок сам расскажет, во что необходимо инвестировать свое время, силы, знания и деньги, чтобы овладеть этой профессией. Через инвестиции в знания позже можно будет объяснить такие понятия, как акции и облигации. Позвольте ребенку помочь вам разобраться в digital-сфере. Если вы долго стоите в очереди банке, не стесняйтесь попросить ребенка разобраться в мобильных приложениях этого банка, которые смогут облегчить вашу жизнь. Скорее всего, ребенок найдет информацию быстрее, и ваше доверие, возможно, мотивирует его на обучение в этой сфере. Не давайте готовых ответов. Например, если ваш ребенок хочет смартфон, не покупайте его сами. Попросите ребенка проанализировать несколько сайтов, сравнить характеристики, найти аналоги, проверить рейтинги сайтов. Задавайте ребенку вопросы: как ты думаешь, почему здесь дороже? влияет ли гарантия на цену? какие условия страхования? Мотивируйте ребенка к размышлению. Играйте в игры, связанные с финансовой грамотностью. У ребенка формируется экономическое мышление, когда он строит город или предприятие, принимает решения по поводу вкладов и кредитов, видит последствия решений. В этой сфере есть множество увлекательных настольных игр: Денежный поток, Монополия, Инвестор 3000, Стартап, LibertEx. Если ребенок, например, любит компьютерные игры, можно предложить ему поиграть в Финансовый футбол, Финансовую игру, Ваши финансы, Виртономику и игру «ЖЭКА». Переведите детей с бумажных денег на электронные. Это защитит детей от воровства и потери денег, а также они смогут анализировать доходы и расходы при помощи приложений. Многие банки предлагают выпустить к карте родителя дополнительную карту ребенка. До 14 лет можно заводить prepaid-карты с ограниченной суммой вклада. Также есть карты, которые выпускаются в привязке к электронным кошелькам. Родитель может сам решить, готов ли ребенок пользоваться картой без контроля родителей. Мотивируйте ребенка откладывать деньги на желания. Как только ребенок начинает копить на важную цель, он избавляется от импульсивных трат. Договаривайтесь. Если ваш ребенок – фанат онлайн-игр, устанавливайте лимит, за пределы которого ребенок выходить не может. Помните, что форма сотрудничества намного лучше контроля. Предложите ребенку почитать интересные книги по финансовой грамотности: «Дети и деньги» Е. Блискавки для детей 8-10 лет «Начинающий инвестор» Г. Карлица, «Удивительный приключения в стране Экономика И. Липсица» для детей 11-13 лет «Юный инвестор» К. Бэйтман, «Пес по имени Мани» Б. Шеффер для детей 14-16 лет «Мани или азбука денег» Б. Шеффер для детей 17-18 лет Не забывайте обучаться финансовой грамотности сами. Для этого также есть список полезных книг: «Дети и первые деньги» Р. Петемкин и Е. Кавакевич «Богатый ребенок, умный ребенок» К. Роберт и Ш. Лектер «Почему отличники работают на троечников, а хорошисты на государство?» К. Роберт «Дети и деньги. Растим миллионера» Е. Красавина и Е. Бродникова «Миллион для своей дочери» В. Савенюк Материалы по теме: Зачем стартаперу читать Платона Я ушел из «Яндекса» и запустил стартап. Теперь у него выручка — 120 миллионов Как живет Дженнифер Гейтс — старшая дочь основателя Microsoft Внутри магазина будущего Amazon Go, где нет касс и продавцов 15 лучших видов из окон московских офисов

«Я отказалась от карьеры в консалтинге ради работы в школе» – как научить ребенка финансовой грамотности
© RB.ru