«Родители пришли, в колени пали и попросили доучить их детей». Эксклюзивное интервью с уральским учителем-«садистом»

СПРАВКА Клевакина Вера Николаевна – учитель начальных классов. Стаж работы 41 год. Имеет высшее педагогическое образование (окончила Свердловский педагогический институт в 1983 году). Школа №23 находится в селе Глинское, в Режевском районе Свердловской области. В учебном заведении учится меньше 150 детей. В школе Вера Клевакина работает с 1978 года. ПРО ВЫГОВОР Это первый случай за 40 лет моей работы в школе. По факту дисциплинарное взыскание я получила за то, что не должна была забирать грамоту у ребенка, раз уже выдала награду, а не вручать исправленную грамоту на следующий день. ПРО 300 РУБЛЕЙ Я эти деньги в руках не держала. Деньги собирает родительский комитет на нужды класса раз в год. Например, на 1 сентября на «презентики». Мы в походы ходим, веселые старты устраиваем, – чтобы купить детям сладости, сувенирчики какие-то как поощрения. На это родители сдают деньги, они сами и покупают эти подарочки. В этом году перед Новым годом было собрание, и родители говорили, что нужно сдать деньги тем, кто еще не сдал, потому что будет обидно их детям остаться без подарка. Я вообще к деньгам не прикасаюсь: родители собирают, сами покупают то, что считают нужным. Обычно родители сами приходят и раздают эти подарки, но в этом году я сама раздавала подарки и сказала, что магнитики и брелки получают те дети, чьи родители сдали деньги на подарки. ПРО ГРАМОТУ Ребятам, которые успешно заканчивают четверть, я сама выписываю грамоты на листах А4 формата: за отличную учебу, за примерное поведение, за внимание, за спортивные достижения, за активное участие во внеклассных мероприятиях, за помощь в классе и т.п. Случилось так, что я отпечатала машинально эти грамоты. После того как раздала шоколадки и витаминки тем, кто не пропускал учебу, в том числе и этой девочке, я начала раздавать грамоты. Вручила этой девочке, а потом смотрю, что у нее написано «за примерное поведение». Я говорю: «Подожди, ты же получала замечания в этой четверти, и в дневник я писала тебе замечания». Затем она отказалась помогать украшать класс, а в грамоте было написано «за помощь и выполнение поручений», поэтому я ей сказала, что грамоту ей перепишу. На следующий день я ей отдала переписанную грамоту: там было указано «за спортивные достижения», но не было «за помощь» и «за примерное поведение». Я сказала, чтобы она старалась, не вертелась на уроках, и в следующий раз получит грамоту, где будет написано «за примерное поведение». В итоге, они все равно грамоту отдали. Я спросила почему, а девочка ответила: «Мало написали». Я ответила: «Ну, что заслужила, моя хорошая». Ни слова про то, что она не получит грамоту из-за того, что родители деньги не сдали я не говорила. Я же грамоту отдала, зачем мне это надо было говорить. У меня была цель исправить текст и вручить за те заслуги, которые, с моей точки зрения, в учебе у девочки есть. Я хотела показать ребенку, что награды получают по заслугам. Если было плохое поведение, то не могу я дать грамоту с надписью «за примерное поведение». Да, возможно, я была не права в этой ситуации и обидела ребенка. Все могут ошибиться, но теперь казнить что ли? ПРО БУМАГУ У нас в школе есть бумага, во время учебного процесса ее нужно очень много. Например, я распечатываю ребятам какие-то материалы для самостоятельных, проверочных работ, на собраниях родителям памятки раздаем, вырезаем поделки из бумаги. В больших количествах я и сама закупаю бумагу, но если приходят родители из комитета и спрашивают, нужно ли чем-то помочь, то я могу попросить купить их цветную бумагу. ПРО КОНФЛИКТ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕВОЧКИ Я с первого класса веду этих детей. Никаких конфликтов с родителями девочки не было. О том, что я как-то обидела девочку я тоже не знала, мама девочки со мной по этой ситуации не разговаривала. На следующий день у нас была елка, и их дочь пришла вместе с другими детьми. Веселилась, играла. Там она получила новогодний подарок, – на него ее родители деньги сдали. Мама там была. Она ко мне не подошла, ничего не сказала про инцидент с грамотой, что я как-то обидела ее дочь. ПОЧЕМУ СЛУЧИЛСЯ КОНФЛИКТ С первого класса было решено на собрании, что родители собирают на нужды класса по 300 рублей раз в год. Вот на первое сентября родительский комитет закупил блокноты, ручки и шоколадки, — небольшие «презенты», которые всегда приятно получать детям. Раньше мама девочки приходила на собрания, ходила с нами в походы. В третьем — четвертом классе я ее не видела. Не знаю почему она перестала ходить на собрания. Понимаю, что не каждый может приходит на такие встречи, но я всегда говорю, что можно договориться об удобном времени. Я не конфликтный и не мстительный человек. После новогодних каникул, ребенок вышел на учебу в обычном режиме, она спокойно работает, поднимает руку – я ее спрашиваю. Единственное, мне неприятно стало со стороны мамы, что она разговаривает с дочерью про эту ситуацию в таком формате, что потом приходит девочка в класс и говорит своим одноклассникам: «Мама написала заявление на учительницу, ее сейчас уволят с работы». Ребенок не должен знать об этом. Каждая такая ситуация, конечно, разбирается, «разруливается» между взрослыми, в спокойной обстановке. Ни одного конфликта, разговора на повышенных тонах с ней не было. На прошлой неделе мама девочки попросилась прийти на урок. Я, конечно, разрешила. Я никому из родителей это не запрещаю. Она пришла 26 января, я попросила ее снять верхнюю одежду, но она так ее и не сняла, посидела, потом ушла ни слова не сказав. Ну что делать... Я никогда не делаю зло, зачем? Я работаю с детьми КТО ВИНОВАТ На мой взгляд, в этом конфликте есть и вина мамы. Ведь на собрании предупреждали, чтобы сдали деньги на эти подарочки, чтобы не было обидно детям, что они не получат подарков. На родительском собрании было принято решение, что в этом году на тех детей, чьи родители не сдали деньги на классные нужды, закупать подарки не будут. Мы живем в селе, тут все про всех все знают. Я в эти отношения не лезу. Конечно, ребенку не приятно, когда всем подарки дарят, а ему нет. Мы, учителя, не можем приказать родителям, только предложить, а дальше пусть делают, как хотят. Я вот предложила в гончарные мастерские съездить, понятно, что все 21 человек не поедут, но вот 15 человек сдали деньги, и я рада. Я же не буду требовать «сдайте деньги». Мы ездили в минералогический музей, но это был такой выездной урок. Тогда я попросила всех родителей сдать по 100 рублей, – это ведь урок, только необычный. Тогда все сдали деньги, мы всем классом ездили в музей. Мне было приятно, ведь столько знаний оттуда привезли дети. Мы и в музей военной техники ездили. Эта девочка не часто с нами ездила. Я так понимаю, чтобы не было конфликта, я должна была сама сходить купить эти подарки и подарить. Ну я вот не сделала, что поделать. Ведь эти сувенирчики – брелки и магнитики – не только эта девочка не получила, всего четыре родителя не сдали, вот четыре ученика и не получили. Понимаю, что разные жизненные ситуации, но ведь 300 рублей - это на год. Хотя я не могу считать чужие деньги. У нас есть семья, где пятеро детей, и они всегда все сдают, везде участвуют. Тут ведь и позиция родителей важна: им все должны или они сами несут ответственность за своего ребенка? У меня у самой три дочери, уже четыре внука, я всегда дам им денег, если надо, то помогу. Главное, чтобы дети ездили, общались, узнавали новое. Они, кстати, тоже педагоги, пошли по маминым стопам. ГЛАВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП Главное для меня – дать знания детям, чтобы они выросли хорошими людьми. За 40 лет я выпустила сотни ребят. Многие стали успешными. Они приезжают ко мне, пишут благодарности в газете. Дети моих выпускников сейчас учатся у меня. Мне главное – научить детей учиться. Мы же в начальном звене даем им фундамент. Это не только получать знания, но и учиться общаться, не ссориться, не конфликтовать, уметь делиться друг с другом. На самом деле, я на пенсии с 45 лет. В этом году я выпускаю моих четвероклашек и заканчиваю свою педагогическую деятельность. Никак не думала, что уходить буду с выговором. Мне очень обидно. Я готова была сразу написать заявление на увольнение, но пришли родители и в ноги пали, попросили довести класс. В редакцию «ФедералПресс» позвонили родители «опальной» учительницы и объяснили, что никаких претензий к педагогу не имеют. Они также прислали письмо, которое написали на имя директора школы с просьбой не увольнять Веру Клевакину. Они аргументировали – впереди ВПР, учитель вела детей с первого класса, знает все их слабые и сильные стороны, над чем нужно поработать, а все, что хотят родители, - чтобы дети успешно закончили начальную школу. Фото: страница Фейсбук Дмитрия Ионина, официальный сайт школы №23 (село Глинское).

«Родители пришли, в колени пали и попросили доучить их детей». Эксклюзивное интервью с уральским учителем-«садистом»
© РИА "ФедералПресс"