Читайте ребенку вслух

С одной стороны, я с госпожой Кузнецовой согласен. Есть книги, которые лучше не читать. Потому что жизнь короткая и не хочется тратить время на ерунду. С другой стороны, такие списки — первый шаг к цензуре. Ведь Анна Кузнецова — не частное лицо, которое заявило о своих вкусах в области литературы. Она имеет высокую государственную должность. А если названные книги теперь начнут из библиотек изымать?! Мне кажется, что дети сами должны определиться, что им читать, а что нет. Потому что если начать тыкать пальцем и запрещать, то можно далеко уйти. Ну, например, запретить многие русские сказки. Скажем, про Царевну-лягушку. Помните, там был эпизод, когда она на пиру в один рукав платья кости складывала, а в другой — вино лила. С точки зрения здорового человека — это сумасшествие, правда? Давайте запретим сказку, чтобы его не пропагандировать. Ну и «Муху-цокотуху» заодно. Потому что если во всех подробностях представить сцену, как муха поит тараканов чаем — «тараканы прибегали, все стаканы выпивали», то ведь просто стошнит, да? А целым поколениям детей это нравилось, наизусть до сих рассказывают! Почему? Да потому что это гениальные стихи, которые, минуя мозг, идут сразу в детское сердце. В общем, мне кажется, необходимо различать физическое и художественное пространство. Они, мягко говоря, разные. А еще, я считаю, нужно составлять список не худших, а лучших книг. Которые рекомендуется прочесть. Ведь детской литературы много и ее качество, как и любой литературы, и любой музыки, и любой живописи — очень разное. И в фокус общественного внимания, мне кажется, имеет смысл выставлять лучшее, а не худшее. Проблема на самом деле даже не в качестве детской литературы, а в том, читают дети или нет. Как правило, художественной литературы они читают мало. И тут важно не пытаться их заставить — шантажом или уговорами. Ничего не получится. Дети будут читать, если читают родители. Это закон. Если дети видят, что мама или папа с книжкой, то они тоже рано или поздно ее возьмут. Ведь с кого им брать пример, если не с вас? А еще, мне кажется, все прочитанные книги нужно обсуждать. Когда отец с мамой спорят о прочитанной книге, то и ребенку захочется ее прочитать, чтобы понять — а из-за чего спорят-то? Еще один важный момент: если ребенок маленький — обязательно читайте ему вслух. Звучащая речь, особенно передающая текст хороших авторов, прекрасно воспринимается. Потому что она чистая, она понятная, она яркая! Я так детям «Капитанскую дочку» читал, и они слушали с огромным удовольствием. Ну и, наконец, нужно уметь выбирать литературу. Хотите, чтобы ваш ребенок читал — давайте ему только лучшие, самые интересные книги. Те, где страницами идут размышления — не нужно. Такие он сам прочитает, когда вырастет. Нет, нужны книги, где развивается действие, где захватывающий сюжет. Где главный герой — яркая личность, пусть ребенок себя ассоциирует с ним. У меня один из сыновей живет в Германии. И я, бывая у него и общаясь с внучкой, наблюдаю, как приучают к чтению детей в Германии. Используются самые разные методики. Их цель — сделать так, чтобы ребенок читал не менее часа в день. И знаете — получается. Если вы приедете куда-нибудь на отдых, то увидите — немцы часто лежат на пляже с книгой. И у себя в Германии читают везде — дома, на скамейке, в транспорте. Вот к этому нужно стремиться.

Читайте ребенку вслух
© Вечерняя Москва