Ещё

Я не запрещаю своим детям сидеть в интернете — и вот почему 

Фото: CHIPS journal
Иван Федоров
архитектор и многодетный отец
После недавних событий в российских школах опять заговорили про влияние интернета, соцсетей и компьютерных игр на детей. Уверен, что где-то в недрах уже готовятся новые законы и поправки к существующим, благодаря которым можно будет усилить контроль, ещё лучше запрещать и за всеми следить. При этом, на мой взгляд, государство пытается лезть в те области, за которые, как и за воспитание, в первую очередь должны отвечать родители.
Сегодня полно инструментов для контроля за тем, чем занимается твой ребенок в сети. Приложения позволяют точно знать, что и кому он пишет, с кем разговаривает по телефону, на какие сайты ходит, сколько времени использует смартфон или компьютер. Имея такие возможности, велик соблазн следить и запрещать. О том, стоит ли давать ребенку доступ к соцсетям, надо ли вмешиваться и читать личные сообщения можно спорить бесконечно. Сторонников такого подхода немало, ведь синий кит и вот это всё. Противников тоже хватает, так как личное пространство и права человека.
О взаимоотношениях с компьютером я могу говорить с двух позиций: родителя, у которого старшие дети уже вполне активные пользователи, и человека, выросшего с компьютером и интернетом. Первый компьютер появился у меня в 92-м году, когда мне было 10 лет. Спустя несколько лет мы купили первый модем и доступ в интернет. Это, конечно, не как сейчас, когда ребенок окружен планшетами и смартфонами с рождения, но бо́льшая часть моей жизни прошла в компании электронных устройств, которые влияли (или нет) на мою психику. В отличии от меня сегодняшнего, мои родители в то время слабо представляли, как контролировать то, чем я занимаюсь.
Мне ужасно неловко лезть в телефон своего сына, но я все равно буду это делать
Я мог целыми днями сидеть за компьютером, потому что из школы я приходил раньше, чем родители с работы. Сначала просто играл, потом появился интернет, и стало ещё веселее. В какой-то момент я увлекся трехмерной графикой и тратил всё свободное время перед экраном, потому что мне было интересно изучать, учиться, совершенствоваться. А по ночам играть, ложась спать в 4-5 утра. Это в целом не мешало мне учиться в школе и поступить в институт, гулять, кататься на велосипеде или лыжах, потом на скейте. Обвинять современных детей в том, что они как-то очень много времени проводят перед экраном, немного лицемерно. Для малышей это, возможно, вредно, для подростков вполне нормально. У меня в далекие 90-е не было классных LCD экранов, а были древние ЭЛТ-мониторы, но проблем со зрением вроде нет. Тем не менее, я ограничиваю для своих детей время использования устройств. Например, компьютер блокируется после 11 вечера и недоступен до 8 утра. Планшет или телефон для игр и прочего доступен только 20-30 минут в день, немного больше в выходные. Но это связано с определенными причинами, о них чуть ниже.
Желанию запретить компьютерные игры уже много лет. Я сколько себя помню, то один то другой чиновник заявляет, что игры учат жестокости, что надо их контролировать, а какие-то вообще изъять. Сейчас я практически не играю, потому что скучно. В свое время, как я уже упомянул, играм я уделял очень много времени. Во что я только не играл, кого я только не убивал, но я всегда понимал, что игра это игра, а жизнь это совсем другое.
Я убивал фашистов, инопланетян, гангстеров, давил машиной людей на улице, рубил мечом всех подряд. Возникло ли у меня хоть раз мысль, что такое же можно провернуть в своем дворе или классе? Нет.
Если у человека возникает такое желание, то тут дело не играх, а в психике этого конкретного человека. Можно запретить игры, но мы никогда не узнает, что послужит для такого человека спусковым механизмом, после которого он возьмется за нож, топор или ружье. Как родитель, я не вижу проблемы с тем, что мой ребенок будет играть во что-то «злое», если говорить про тех из них, кто скорее уже подросток. Буду запрещать я, он пойдет в гости к другу Пете, родителям которого плевать на всё, и поиграет там.
И, наконец, контент. «Насмотрятся всякого в интернете и потом убивают или геями становятся!» Наверное, самая обширная тема для обсуждения, особенно в контексте развития соцсетей и доступности интернета. Меня в свое время не контролировал никто. Просто потому, что я понимал в компьютере и сети намного больше моих родителей. В интернете с самого начала было всё, что есть сейчас, пусть и в меньших масштабах. Порно, жестокость, общение с сомнительными персонажами, чаты, форумы по разным тематикам, статьи про суицид и прочее. Достаточно было в поиске вписать нужные слова. Это сейчас Роскомнадзор заблокировал множество сайтов, тогда было доступно всё. Что-то я смотрел, о чем-то даже не подозревал, что-то мне было в принципе неинтересно (суицид, например). Сейчас имея набор инструментов, я могу сесть и потратить пару дней, чтобы настроить фильтры, вписать ключевые слова, создать список запрещенных моему ребенку сайтов. Буду ли я это делать? Вряд ли. Это не имеет какого-то смысла. Не сможет мой сын посмотреть интересующие его вещи у себя в телефоне, ему покажет тот же друг Петя, родителям которого, как мы выяснили выше, совершенно плевать. Лучше я буду заниматься воспитанием своих детей, давать им читать правильные книги, обсуждать с ними события, правила поведения, что такое хорошо и что такое плохо, чем заблокировать всё вокруг и надеятся, что они как-нибудь сами станут хорошими, не узнают про vpn, режим инкогнито и прочие способы обойти запреты. Лучше я выстрою с детьми отношения, при которых я буду в целом знать о том, чем они живут и занимаются, кто их друзья, чем буду подсматривать в их личные сообщения. Нормальный здоровый человек с нормальными отношениями в семье, даже если у него есть проблемы, не пойдет прыгать с крыши из-за сообщения во Вконтакте.
Так что вся эта возня с тем, чтобы запретить, контролировать, блокировать, является ничем иным, как имитацией деятельности людьми, которые мало что понимают в современном мире, в том, как распространяется информация, как люди могут её получать. Каждый родитель должен сам заниматься своими детьми, а не рассчитывать, что вот запретят игры и, наконец-то, мой балбес играть перестанет.
Почему же я всё-таки пользуюсь возможностями, которые мне дают инструменты контроля? Потому что я знаю об определенных проблемах, которые надо решать. Например, я точно знаю, что один из детей злоупотреблял играми, когда мы ему купили смартфон. Увещевания, угрозы, удаление игр не сработали. Он играл на уроках, на переменах, после школы, в метро, машине, когда ложился спать. Это объективно мешало ему учиться (учителя делали замечания), он не высыпался, что влияло на самочувствие, настроение, успеваемость. Я ограничил время, в течение которого он может пользоваться телефоном. Я не знаю, возможно, он и сейчас играет на уроках. Но делать он это может не больше 20 минут в день. После этого приложение не дает ему запустить ничего, показывая сообщение, что телефон заблокирован. Он может только позвонить или принять звонок. Второй ребенок к играм относится проще. Хотя у него тоже есть лимит, но он даже близко к нему не подходит в ежедневном использовании смартфона. Любыми возможностями надо пользоваться с умом, понимая, что и зачем, а не бросаться из крайности в крайность.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Еще интересное:
Что делать с хамством подростка. Советы психолога
Почему я забрал детей из хорошего спортивного кружка и не жалею об этом
20 способов развлечь ребенка, если лень выходить из дома
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео