Звёзды
Психология
Еда
Любовь
Здоровье
Тесты
Красота
Гороскопы
Мода

"УчимЗнаем": обучение как способ лечения

Обучение в виде игры — многие школьники мечтают о таких занятиях. А для маленьких пациентов Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Д.Рогачева (НМИЦ ДГОИ им. Д.Рогачева) это необходимость.

Алина Курамшина специально для проекта "Социальный навигатор"

Видео дня

Дети перенесли тяжелое, угрожающее жизни заболевание или находятся под воздействием химиотерапии, различных препаратов. В таком состоянии учеба — непосильная нагрузка.

Именно поэтому пять лет назад в стенах детского онкоцентра зародился необычный образовательный проект — госпитальная школа "УчимЗнаем". Его основная цель — создание полноценных школ на территории детских больниц для детей, которые долго болеют.

Но может, не нужно напрягать измученного болезнью ребенка? "Основная наша цель — не просто не отстать от школьной программы за время длительного лечения, а дать понять ребенку и его семье, что во время болезни жизнь не останавливается", — уверяет , создатель и руководитель проекта "УчимЗнаем".

При этом педагоги понимают, что важнейшая цель для ребенка в период лечения — преодолеть болезнь. Но и длительное нахождение в больнице не должно в сознании ребенка ассоциироваться только с болезнью. Уроки вторичны, но не второстепенны.

"Основная часть жизни детей связана с получением образования. Фактор выздоровления для взрослого человека — возвращение к трудовой деятельности, а для ребенка — возвращение к той жизни, которая была. Во время длительного лечения ребенок все равно должен развиваться", — отмечает руководитель проекта "УчимЗнаем".

Когда человек болеет, необходимо ставить цель и идти к ней, отмечает Шариков. А образование — это всегда стремление к какой-то цели: перейти в другой класс, не отстать от сверстников, сдать государственные экзамены, научиться чему-то новому и интересному. Таким образом ребенок, подросток помогает себе преодолевать тяжелый период болезни. И врачи отмечают важность всего этого наряду с лечением.

Сквозь игры — к знаниям

Безусловно, обучение в этой школе отличается от обычного. Не занятия, а игры, никакого расписания, а вместо учителей — тьюторы.

"Тьюторы — люди, которые не обучают, а сопровождают ребенка по индивидуальной образовательной программе", — объясняет , тьютор по математике и дополнительному образованию."УчимЗнаем"\: обучение как способ лечения

В больничном боксе лежал ребенок: состояние крайне тяжелое, депрессивное. Важно его заинтересовать, пробудить интерес к жизни и окружающему.

"Мы с ним начинаем из конструктора собирать город. Строим дома, конструируем пластиковые деревья. Появляется вопрос, что это за дерево. Тогда я зову учителя-тьютора по биологии, чтобы он объяснил. Постепенно подключаются другие преподаватели. Так через творческую деятельность мы вовлекаем ребенка в обучение", — рассказывает она.

Чтобы закрепить материал, который преподают в школах, для детей устраивают, например, образовательные квесты: они разгадывают загадки, решают задачи, и все эти задания связаны со школьными темами.

"Арт-педагогика — основная наша педагогическая компетенция. Через творчество мы обучаем основной школьной программе. Ребенок может проявить свои способности и в студии современной сказки, радиотеатре и других творческих объединениях. На занятиях дети сами придумывают сказки и воплощают их в жизнь", — рассказывает педагог-тьютор по дополнительному образованию Дмитрий Кудияров.

Дети порой сразу включаются в работу. А некоторые боятся сначала, просто наблюдают, но потом включаются. Этот проект уникальный — сюда может прийти и маленький ребенок, и подросток. Они не просто развивают способности, но и получают удовольствие от того, что делают, отмечает он.

"Для обучения более точным наукам есть класс по робототехнике, лего-конструированию. Играя с роботами, техникой, дети в игровой форме познают мир математики, — делится Елена Кузнецова. — На многие занятия ребята приходят вместе с родителями. Отвлекаться от болезни нужно всем". "УчимЗнаем"\: обучение как способ лечения

И в болезни есть место чуду

"Подростки, которые занимались спортом, — самая сложная для нас, педагогов, группа детей", — говорит Сергей Шариков.

Один из пациентов НМИЦ ДГОИ им. Д.Рогачева с 6 лет играл в футбол и шел в профессиональный спорт, но тут заболел. В 16 лет резко изменился стиль жизни — спорт, занятия, тренировки прекратились. Разрушилась главная мечта. Он сидел и смотрел в одну точку.

"Можно сказать, что только через интерес к футболу мы его разговорили. Я узнал, что его кумир — капитан . Мы нашли и устроили неожиданную встречу. Футболист сказал ободряющие слова, побеседовал о футболе, подарил мяч с автографом и пригласил на матч, когда такая возможность появится. И наш ребенок расцвел, стал улыбаться", — рассказывает Шариков.

Недавно юный футболист успешно написал итоговое сочинение, которое пишут перед ЕГЭ все одиннадцатиклассники страны. "Мы уверены, что он сможет сдать государственные экзамены, окончить школу и двигаться по жизни дальше. И, конечно, воплотит мечту о футбольной карьере", — говорит Сергей Шариков.

Для юных пациентов в школе "УчимЗнаем" часто устраивают встречи с известными людьми. Для детей встречи с кумирами, звездами с экранов сравнимы с чудом, а чудо всегда вдохновляет на борьбу со сложностями и болезнью.

Необыкновенный учитель в обыкновенной больнице

Образовательный процесс корректируется в зависимости от того, как идет лечение, как складывается состояние здоровья, как действуют процедуры. И все это преподаватель должен в работе учитывать, потому что имеет дело с ребенком, находящимся в особом состоянии.

Где взять такого человека? Не каждый учитель может в этой структуре работать. В вузах не учат преподавать в больнице, где педагог невольно может быть свидетелем страданий ребенка, каких-то тяжелых ситуаций, делится Сергей Шариков.

Как в таких условиях сохранить себя? Как не сгореть на работе?

"Скажу честно: как руководитель я не хочу, чтобы наш учитель отдавал себя без остатка работе 24 часа в сутки. Мне нужно, чтобы он в пять часов покинул работу и на время забыл о ее существовании, чтобы он занялся своей собственной семьей, пошел в театр, на фитнес, уделил время своим интересам. Мой опыт показывает: это гарантирует сохранение психического здоровья и лучших человеческих качеств педагога. Дети хотят видеть ярких и положительно настроенных учителей. В детской больнице нет места чужим проблемам, здесь и своих хватает", — подчеркивает Сергей Шариков.

Педагога надо готовить к подобной работе, проводить тренинги, постоянно повышать квалификацию. Не каждый учитель готов к работе в госпитальной школе. Приходят те, кто видит в такой работе миссию.

Проект на всю страну

Пожалуй, это лучшая госпитальная школа в мире — лучшее ее воплощение, рассказывает Шариков. Но это не вся Россия. Создатели проекта "УчимЗнаем" стараются открывать подобные учебные заведения в других городах. Уже в семи регионах юные пациенты могут, не отрываясь от лечебного процесса, получать знания. И такие школы еще планируется открывать.

При этом создатели проекта отмечают, что порой не нужно огромных финансовых затрат. Иногда достаточно сделать совсем немного — например, перекрасить стены, чтобы убрать унылость.

Уже в 10 регионах юные пациенты могут учиться, проходя длительное лечение, по модели "УчимЗнаем — заботливая школа". В ближайшее время планируется открытие еще нескольких школ.

"Когда ребенок 10 лет приходит и говорит, что потерял два года своей жизни, — это страшно, это нельзя себе простить, потому что жизни у этого ребенка как таковой не было. Наша задача — чтобы он не потерял", — заключил руководитель проекта "УчимЗнаем" Сергей Шариков.