«Делать замечания никто не будет»: как растят детей в Италии

Ольга Соловьева медиа-менеджер Uno, due, tre, quattro! Это не отсчёт времени перед стартом, это мой отсчёт прожитых в Италии лет. Я не готовилась к переезду и не принимала сложного решения об эмиграции. Так случилось, что когда родился мой сын Эля, у мужа начался проект в Италии, и мы решили провести летние месяцы в Умбрии, в маленьком средневековом городке Тоди. А потом мы задержались на полгода, и на год, и еще, и еще. За эти четыре пролетевших года мы объездили Италию, сейчас живём в Лигурии, на границе с Францией. И вот уже мой сын ходит здесь в сад, говорит свободно на двух языках. И хотя он считает себя русским, растёт настоящим итальянцем: не может жить без пасты и пиццы и обожает все прекрасное. В Италии детей любят и носят на руках в прямом и переносном смысле, иногда даже до старости… Главные слова, которые слышишь везде и постоянно, где есть дети – «моя любовь», «мое сокровище». Дети, особенно малыши, здесь главные герои и любимцы. И в этом удивительная сила итальянцев, ведь семья, как продолжение рода, - дети, наследники - это главное богатство. Сначала я недоверчиво относилась к тому, что прохожие на улице останавливаются, поздравляют и восхищаются младенцами, а наш был ещё и симпатичным блондином, так что я списывала все на его красоту. Но потом поняла, что это просто национальная традиция - везде и всюду умиляться детям. Особенно меня впечатляло, что моего ребёнка, его имя, возраст и другие детали запоминают и потом, при встрече, задают мне о нем конкретные вопросы. И сейчас, после полутора лет жизни в другой части Италии, когда мы возвращаемся в Тоди, город, где Элька провёл свои первые три года, ему дают его любимый вид мороженого в местном кафе и никогда не берут деньги за молоко, которое обычно распивают итальянские дети, пока родители пьют утренний капучино. А когда он идёт по всем лавкам, мимо которых он неуверенно ковылял в год, его все помнят и ему все по-настоящему рады! Не доверяла я сначала и тому, что посторонние люди начинают общаться с твоим ребёнком, разговаривать с ним, совершенно серьёзно расспрашивать его о повседневных новостях и внимательно слушать его неуверенное лепетание или просто кивок головы. Таким нашим другом стал добрейший Вальтер из магазина спорттоваров, рядом с нашим домом. Эль ходил мимо его магазина как минимум два раза в день и всегда тащил нас туда, где его встречали громким возгласом: Ciao, Elias, - а дальше следовал установленный моим сыном ритуал. Он обходил весь магазин, брал в руки мяч, кидал или катил его, мяч оказывался на полу и ни Вальтер, ни его сын или жена ни разу не поморщились. Это продолжалось больше года, а эти милые люди ещё и давали ему на прощание карамель, десяток которых лежал в блюдце у кассы. Иногда, возвращаясь с прогулки, Элька так уставал, что просто заходил к ним, кивал в знак приветствия головой и сразу пытался прихватить маленькую сладость. Тогда Вальтер отдавал ее мне, терпеливо объясняя, что малыш получит ее после ужина. Каждый раз, когда я порывалась купить этот тяжёлый футбольный мяч из-за неловкости (по моему мнению) ситуации, Вальтер смеялся и говорил, что не продаст его мне, потому что он слишком тяжёлый для сына. Так он и остался в магазине. Даже сейчас я не могу понять, как можно было столько поддерживать этот ритуал с чужим ребёнком, в то время как для итальянцев - это нормально. Зато, когда мы уехали из Тоди, Элька долго вспоминал доброго Вальтера и первым делом спешит навестить своего друга, когда мы возвращаемся в город. По прошествии времени, я понимаю, что это были самые первые уроки социальной жизни, уважения к другому человеку и терпеливости, которые получил мой сын. И да, конечно, ждать такого персонального внимания в мегаполисах, типа Рима или Милана, не стоит, но в небольших городках все происходит именно так. Вот и сейчас Элиас ходит в детский сад в горной деревушке, где сам садик расположен в старинном здании мэрии, и получается, что садик – своего рода градообразующее предприятие)). В одном крыле здания заседает мэр, а в соседнем - играют дети, и никто никому не мешает. Все прохожие здороваются друг с другом, и все местные жители знают наших малышей, и опять дети - главные герои и всеобщие любимцы! Может поэтому итальянские дети ведут себя везде расслабленно, но не нагло. А взрослые так уверенно самолюбивы - ведь когда ты с детства уверен в собственной исключительности и безоговорочном принятии и любви и поддержки со стороны родителей, это даёт тебе силы на победы, а поражения не воспринимаются так трагически, всего лишь как жизненный урок, этап, за которым обязательно ждёт тебя победа и удача! А неприятности зачастую воспринимаются как необходимая данность. Есть этому и еще одно объяснение. Кто из нас не слышал с детства эти четыре слова: “Как тебе не стыдно!» Плохо учиться, не помочь бабушке перейти улицу, не убрать за собой, да мало ли причин! Причём часто их бросают взрослые направо и налево, не задумываясь о смысле и последствиях, которые эти слова вызывают. Недавно прочла, как одна суперудачная девушка, талантливая и красивая мама двух детей услышала от постороннего человека эти слова в свой адрес на детской площадке и побежала тут же отчитывать своего ребёнка. И только потом задала себе вопрос: «А? Почему мне или моему ребёнку должно быть стыдно?» Слишком глубокие корни в нас пустили эти гадкие слова, будящие в наших душах тысячу воспоминаний. Моя подруга- психолог говорит, что наше, российское мировосприятие во многом построено на стыде и чувстве вины. Ну о'кей, это касается нас, но при чем тут наши дети? Должны ли они тащить в своё будущее этот зачастую неподъёмный груз? Мой ответ -нет и я подкрепляю свою уверенность каждый день, наблюдая за моими новыми друзьями. А как у них, итальянцев? Да и вообще у европейцев, ты - отдельный человек, индивидуум, кто и по какому праву будет делать тебе замечания, тем более отчитывать? И совсем неважно, взрослый ты или ребёнок. Стыдить не принято, принято объяснять, доносить до сознания ребёнка что такое хорошо, а что такое плохо. Единственные, кто делает ребёнку замечания – это родители, дедушки и бабушки. То есть члены семьи и люди, непосредственно близкие к ребёнку. И, надо отдать им должное, они стараются это делать в максимально дружелюбной и ласковой для ребёнка форме. Любой конфликт на детской площадке решается максимально спокойно. Странно, не правда ли, куда девается их пресловутый темперамент? Здесь видимо вступают законы европейской толерантности. Для системы воспитания каждая ситуация является лишь одним из ежедневных событий, которые проживает ребёнок. Сегодня он дерётся на площадке или отнимает игрушки, задача же родителей увидеть, почему он так поступает, принять ситуацию и потом найти из неё выход. И для меня в этом одна из главных положительных черт европейского, а в нашем случае, итальянского подхода к воспитанию. Мне, как родителю, не делают замечаний и это придаёт сил и уверенности. Это не значит, что все восхищаются твоим чадом, когда оно молотит кулаками или игрушками других детей. Родители внимательно следят за своими детьми и не дают им хулиганить по полной, правда, следят спокойно и расслабленно. Да и уровень агрессивности у здешних детей очень низок. Делать замечания посторонним детям, а тем более родителям никто не будет. В любой ситуации все настроены на коммуникацию. Вот, например, малыш не даёт свою игрушку или велосипед другому. Тогда родители ему объясняют, почему надо делиться, переговоры проходят в спокойной и мирной обстановке. Ок, ребёнок поделился, все счастливы. А если он не отдаёт свою любимую собственность? Тогда родители ему говорят, зря ты так, но отнимать игрушку силой, показывая пример, как важно делиться, они не будут. Извинятся перед тем, кому их ребенок игрушку не дал, да, перед маленьким! Даже в моменты редких детских потасовок родители уводят своих детей с площадки или из общественного места, но не будут выяснять отношения в конфликтной или агрессивной форме. И да, у нас есть пара мальчишек, при виде которых площадки в округе пустеют, но даже им улыбаются при встрече и учат своим примером детей. В детском саду, куда ходит Элиас, дети тоже ведут себя по- разному, а также дети разные. Например, один мальчик вызывает у меня большое раздражение своим поведением, причём замечая взгляды других родителей на него, понимаю, что не только у меня. Он ужасный хулиган, и все время затевает дурацкие игры, и вообще, негативно влияет, так сказать. Но регулирует эту ситуацию в саду только воспитатель: спокойно подходит к нему, берет за руку, успокаивает, объясняя, что играть так опасно, что здесь другие правила и так она делает день за днем, не теряя терпения и не повышая голос. Не осуждая и не стыдя! После долгих размышлений на эту тему я поняла, что жизненные ситуации на тему наших личных границ. И, к сожалению, мы привыкли, что наши границы нарушают все кому не лень: родители, система, государство, поэтому для нашего сознания стало нормальным такое вмешательство в наше внутреннее пространство. Но не для моего сына… я вижу, как он сохраняет свои границы и отстаивает то, что для него важно. А я… я учусь уступать!) И вот мои правила, которые я вывела из своих наблюдений. Не стыди, не осуждай! Делая замечание, объясни неэмоционально, что ребёнок сделал неправильно. Постарайся обьяснить, что чувствовала при этом ты или обиженная сторона Если проступок представляет реальную опасность, то действуй быстро и жестко)! Иногда от такой толерантности устаешь, а потом представишь, какого груза СТЫДА лишаются дети, то безоговорочно соглашаешься терпеть и уступать! Ведь самое главное не слышать вот этого: «Как тебе не стыдно» с малых лет. Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день. Еще интересное: Shapka, Babushka, Kefir: американка написала книгу о воспитании в России 7 вкусных завтраков для начала школьного дня 9 детских книг с прекрасными иллюстрациями, которые не надо читать (но надо видеть)

«Делать замечания никто не будет»: как растят детей в Италии
© CHIPS journal