Раньше — не лучше: минусы раннего развития ребенка 

Раньше — не лучше: минусы раннего развития ребенка
Фото: Medaboutme.ru
Ускоренное развитие детей интересует многих взрослых. Одни предлагают плавать с рождения, другие хотят научить читать почти с пеленок, третьи призывают «забыть» о благах цивилизации и отправить всех детей общаться с природой и жить практически в первобытных условиях. О раннем развитии рассуждают «продвинутые» родители, менеджеры творческих центров, педагоги и психологи. Почему в этом многоголосье так слабо звучат голоса врачей и для кого важнее учить алгебру в три года, выясняем вместе с MedAboutMe.

Еще раз о любви

Гениальный менеджер и автор бестселлера о воспитании Масару Ибука уверен, что для всякого ребенка главным является окружение. Только от взрослых, находящихся возле малыша с первых дней жизни, зависит, проснутся его способности или нет. Исключительно важную роль в этом играет любовь родителей, благодаря которой он гармонично развивается.
, психолог, член Международной Профессиональной Гильдии психологов-игропрактиков
Многие мамы озадачены развитием ребенка с самых пеленок. Кто-то показывает ребенку карточки Глена Домана, кто развивает по методике Марии Монтессори, кто-то активно работает с кубиками Зайцева. Среди молодых мам есть фанаты Вальдорфской школы, система Сесиль Лупан, методики Никитиных или Тюленева.
Часть мам против раннего развития и считают, что в этом нет необходимости.
Давайте начнем с понимания базовых потребностей ребенка.
Самое важное, что должен получить малыш в раннем детстве — любовь и заботу родителей. Особенно важна мамина роль. Детям нужно транслировать любовь каждым своим движением и каждым взглядом.
В психоанализе есть понятие «мертвая мать». Эта та мама, которая находится в послеродовой депрессии или в плохих отношениях с отцом. Она негативно настроена и передает ребенку свое состояние когда пеленает, разговаривает с ним или кормит. Что же такой ребенок видит в ее глазах? Что он ненужный и нелюбимый. У него не формируется то базовое доверие к миру, которое он может получить через мать.
Если же мама в порядке, она с любовью пеленает, ласкает тело малыша и шепчет слова любви и благодарности за появление маленького человека в ее жизни. И тогда ребеночек вырастает психически здоровым. Он видит и понимает свою нужность, он доверяет миру. В результате его жизнь складывается намного удачнее, чем у того ребенка, который в раннем детстве видел «мертвую мать».
Дарите детям любовь, поддержку и защиту. Занимайтесь любыми развивающими занятиями, которые приносят радость вам и ребенку.
Если же мама не чувствует в себе внутреннего ресурса, спокойствия и желания развивать малыша, делает это через силу, эффект может быть обратным.
Ребенок в возрасте до 4 лет на 75% формируется как личность. Подарите ему свою любовь, покажите его значимость, нужность. Тогда за его будущее Вы можете быть спокойны!
К сожалению, не всем детям посчастливилось купаться в родительской любви. Мамам и папам, которые предпочитают жесткие методы развития и воспитания следует познакомиться с результатами исследований английских и американских ученых.
В 2010 году ученые из 5 британских институтов, включая Оксфордский университет, изучали мозг «проблемных» детей. Их результаты подтверждают работы профессора Брюса Перра, заведующего кафедрой психиатрии детской больницы в Техасе (США). Так вот, ученые мужи, представив фотокопии сканирования головного мозга трехлетних малышей, наглядно доказали, что активные участки мозга ребенка, воспитывающегося в благоприятной атмосфере любви и внимания, втрое больше, чем у малыша, растущего в условиях «сенсорной депривации». Проще говоря, малышу явно не хватало ласковых прикосновений, ощущений и запахов. Профессор Перр предположил, что к этому добавилось грубое обращение и плохое питание.
Физическое наказание и жестокое обращение имеют аналогичные последствия. Передняя часть мозга, которая отвечает за эмпатию, меньше у детей, которых часто шлепают. Боль пагубно влияет на способность ребенка к сопереживанию и является фактором риска девиантного поведения в будущем.
Дарья Мартюхова, тренер, преподаватель программы «Мир исследователей Henkel»
Нет готового ответа на вопрос, в каком возрасте стоит начать заниматься образованием. Все дети разные, поэтому необходим индивидуальный подход. Важно, чтобы родители прислушивались к мнению ребенка, не заставляли его учиться насильно, потому что в этом случае есть риск отбить любое желание получать знания. Взрослым стоит отмечать, чем интересуются дети: какие книги им нравится читать, какие мультфильмы смотреть, в какие игры они играют. Разобравшись, поощрять их стремления. Чем раньше родители заметят предрасположенность ребенка к какой-то области знаний, тем более продуктивно они смогут организовать его развитие.
Возраст 8-11 лет, пожалуй, один из наиболее подходящих для дополнительного образования. В это время ребенок уже активно погружен в учебный процесс, поэтому родители могут увидеть его таланты и помочь ему раскрыть потенциал.
На этом этапе будет правильным выбрать для ребенка кружок или секцию. Например, если школьник увлекся темой науки, стоит отвести его на дополнительные занятия, где у него будет возможность побыть в роли ученого и под руководством опытных педагогов провести интересные эксперименты. Понравится ли ребенку на занятиях, зависит от их организации: ребенок будет с удовольствием посещать уроки, если они подаются в понятной интерактивной форме, а к ученикам применяется индивидуальный подход. В этом случае ребенок получает и приятные эмоции, и полезные навыки, которые затем пригодятся в дальнейшей учебе.

Зачем «знайке» китайский до рождения?

Чего хотят любящие и заботливые родители? Чтобы ребенок был здоровым, смышленым, успешным и уверенным в себе. Для достижения этой благой цели они готовы горы свернуть, преодолеть любые препятствия и освоить премудрости новейших методик воспитания. Особенно сильным становится желание превратить своего ребенка в гения еще до рождения, когда активные мамочки начитаются умных книг о различных воспитательных системах. Едва появляются первые признаки беременности, «подкованные» мамы начинают активно готовиться к развитию будущего отпрыска, запасаясь пособиями и книгами. В этом нет ничего плохого, если родители помнят прекрасное слово «мера». Прочитав книгу, написанную инженером и основателем корпорации «Sony» Масару Ибука, о том, что «после трех лет уже поздно воспитывать», не стоит изо всех сил стараться «вбить» годовалому малышу знания по высшей математике. Когда родители провозглашают цель: «Физика с пеленок!» и бросаются героически ее достигать, их мало интересует, зачем это едва родившемуся малышу и как это знание ему пригодится.