«Даже мультики некогда посмотреть». Как живет «девочка-калькулятор»

У шестилетней Алисы Гусевой очень насыщенная жизнь: детский сад, вокал, танцы. Однако своего главного успеха она достигла в ментальной арифметике, выиграв чемпионат мира и оставив позади больше тысячи одаренных детей. Как девочке удается все успевать, и могут ли другие родители вырастить таких же вундеркиндов, URAL.AIF.RU рассказал папа Алисы – Андрей Гусев. «Важно проявить себя» Ирина Демехина, «АиФ-Урал»: Андрей, расскажите, почему решили отдать Алису на занятия по ментальной арифметике? Андрей Гусев: Ментальная арифметика не рассматривалась нами как способ научиться считать, это лишь одна из составляющих, которая развивает скородействие мозга, одинаковую работу левого и правого полушарий, опосредованно развивает память и сообразительность. А быстрый устный счет – это, скорее, получился побочный эффект. - С какими трудностями вам пришлось столкнуться, когда Алиса только начала заниматься арифметикой? - С этими трудностями мы сталкиваемся и сейчас. До определенного возраста дети не умеют себя заставлять что-то делать, приходится родителям это делать. Уговаривать, применять иногда откровенный шантаж, использовать какие-то хитрости. - А у Алисы с детства были склонности к математике? - Особых склонностей я не помню. Не было такого, чтобы мы с ней шли по улице, а она говорит, мол, папа, два плюс два – это четыре. Но она никогда не была глупой, всегда была сообразительной. То, что она начала заниматься ментальной арифметикой – дело случая. Для нас это лишь способ сделать так, чтобы ребенку потом было легче адаптироваться к знаниям, которых с каждым годом будет становиться все больше. - А как вы попали на чемпионат мира по ментальной арифметике? - Этому предшествовали различные региональные чемпионаты. Не помню точно, сколько их было, но Алиса их все выиграла и попала в отбор на чемпионат мира, который проводился в Москве. Там было более тысячи участников в двух возрастных категориях: дошкольной и школьной. На первом этапе дети решали примеры на бумаге. Упражнения делились по сложности, за каждый – разные баллы. Первые 15 человек, набравшие больше всех, попадали в финал. Там уже борьба шла очно, на экране ребятам предлагали примеры. Когда время заканчивалось, они показывали свои ответы, у кого неправильно – те выбывают из борьбы. В итоге остались двое: Алиса и еще один сильный мальчик из Ташкента. У них противостояние минут десять длилось, решили очень много примеров. То оба правильно решат, то, когда скорость увеличат, ошибаются. Но в итоге Алисе все-таки удалось победить. - И как Алиса восприняла победу? - Когда дошла до мамы, расслабилась и разревелась. Но через какое-то время к нам подошел корреспондент, попросил сделать фотографию. Алиса сразу же вытерла слезы, на лице появилась улыбка и - пошла. Она ведь занимается не только математикой, но еще вокалом и танцами. Опыт выступлений перед публикой у нее есть, поэтому, наверное, было проще, чем другим детям. - А были ли у вас сомнения, когда отправляли дочку на чемпионат? Вдруг не получится победить, что делать тогда? - Дело не в результате, а в самом процессе. Сегодня ты чемпион, а завтра уже нет. Всегда может найтись тот, кто будет сильнее. Алиса, конечно, хочет победить, но мы до нее пытаемся донести, что выиграть здорово, но важнее проявить себя по максимуму в том деле, которым ты занимаешься, быть гордой и довольной тем, что ты сделала, независимо от того, удалось тебе одержать победу или нет. - После победы в чемпионате и участия в программе на федеральном канале ваша дочка обрела настоящую славу. Как к этому относятся другие родители и дети? Завидуют? - В основном отношение положительное, многие отмечают, что Алиса молодец, такая умница. Такого, чтобы были отрицательные разговоры, не было. Другое дело, что мы и не думали, что будет известность, к этому же надо готовиться. Алисе первое время было очень тяжело, она говорила: «Я больше не хочу сниматься на телевизоре, давать интервью». Мы пытались объяснить – не знаю, конечно, насколько это дошло до нее – мол, Алиса, может быть так, что другие дети и родители, посмотрев на тебя, сделают определенные выводы, тоже будут стараться, стремиться к чему-то. Даже если это будет один ребенок из сотни, это уже будет здорово. «Если взялась, доведи до конца» - Алиса занимается вокалом и танцами, как ей удается все успевать? Устает ли она? - Устает очень сильно, приходит домой, иногда даже некогда посмотреть мультики. Но даже если она устала, а ей разрешишь поиграть в интернете, то и усталость сразу пропадает. Все успевать удается за счет маминых усилий. Это ежедневная работа – приезжать, отвозить, иногда заставлять, говорить: мол, надо. Без усилий это не получится, чуда не будет: дети не пойдут сами, не запишутся в секцию и не достигнут каких-то результатов. Это может быть, но в другом возрасте, более сознательном, лет с 9-10. - Это было только ваше желание, чтобы она занималась разными видами творчества? - Да, но и она сама тоже хотела. Сейчас у нее новые интересы. Дочь очень захотела научиться играть на барабанах. Скоро сходит на три занятия, а осенью посмотрим, если понравится - продолжим. Чем заниматься – она выбирала сама, а наша была задача, чтобы у нее не оставалось места для пустоты. Как ни странно, эта пустота заполняется не самостоятельным изучением, например, японского языка, а всякой ерундой. - Есть ли то, в чем Алиса особенно сильна? Или ей все дается с одинаковым успехом? - Я бы сказал, что Алисе все дается с одинаковым усердием, напряжением, ничего не получается легко. Гениальной одаренности у нее нет. По вокалу, например, есть шикарные выступления, и она становится лауреатом первой степени, а бывают - абсолютно провальные. - А никогда дочка не говорила вам, что ей надоело и она хочет все бросить? - Такое она говорит постоянно. Но тут подход такой: мы объясняем, что необходимо завершить дело. Заканчивается, допустим, математика в конце мая, если взялась, то доделай. А уже потом будем принимать решение, надо ли продолжать этим заниматься. Если нет, то куда пойдем дальше? Сидеть дома и смотреть мультики, играть на улице с беспризорниками она не будет точно. - Скоро Алиса должна пойти в школу, будет ли она продолжать заниматься в таком количестве кружков? - У нас школа платная, частная. Спасает то, что ребята на месте выполняют уроки, не надо будет делать их дома. Ну а чем заняться в вечернее время... Ментальная арифметика конечна, в мае они заканчивают возведение в степени, деление. Дальше у них есть раздел по развитию памяти и скорочтения, скорее всего, завершим и его. Как инструмент для дальнейшего развития будут иностранные языки: английский и какой-нибудь еще. Все зависит от самой Алисы, ее желания. - У вас в семье есть еще несколько детей. Их воспитываете так же, как Алису? - Старшие у нас уже выросли. А младшему Андрею идет пятый год, сейчас он занимается только спортивной гимнастикой, физически у него есть к этому данные. Хотя он не такой работоспособный как Алиса, его надо заставлять еще больше. На будущий год у него запланированы еще танцы – хип-хоп. Наверное, отдадим и его на ментальную математику, но чуть позже, лет в шесть, чисто для развития. - Ребята занимаются сразу несколькими видами деятельности. Насколько дорого это обходится? - Очень дорого. На двоих детей 70-80 тысяч в месяц, и это не считая садиков. Здесь играют роль папины деньги, мамины усилия и детское стремление. - На ваш взгляд, как нужно воспитывать детей? В строгости? - Должна быть золотая середина: и строгость, и любовь. Иногда приголубить, иногда – поставить на место. Ключевой момент – делать это вовремя. И не так: ребенок что-то утром натворил, об этом забыли и припомнили ему только вечером. Сделал плохо – сразу наказали, сделал хорошо – похвалили. Это первое. Второе – необходимо ставить перед детьми стимулы, так они лучше работают. И еще очень важно – говорить детям можно все, что угодно, но со временем поступать они будут так, как родители. Все равно они впитывают это. Никакого времени, потраченного «впустую» - Можете ли дать другим родителям несколько советов, как вырастить такие же успешных детей, как Алиса? - Необходимо приложить все свои усилия, занять ребенка по максимуму тем, что может принести результаты. Свободного времени, потраченного впустую, быть не должно. Еще есть такие немаловажные вещи, как дружба, честность, дух здорового соперничества. Эти вещи развиваются в кругу других детей, во время игры по правилам. Если ты поступаешь нечестно, то с тобой не будут играть и дружить. А во дворе сейчас это не встречается или бывает очень редко. - А как выстраивать отношения детей с гаджетами? - С Андрюшей у нас такое еще не получается, маленький слишком. А с Алисой мы делаем первые шаги. Гаджеты - это огромная часть нашей жизни, поэтому дополнительно ко всему дочка занимается на компьютерных курсах, учится программированию. Это позволит отрицательную сторону обратить в положительную. Если взять, например, США, там жестко регламентируется показ по телевидению и интернету игр, мультиков и фильмов агрессивных, жестоких, где есть насилие. Тут уже дело родителей, если они прививают детям желание смотреть и играть в те игры, которые приносят пользу и развитие, то это дает толчок к развитию хорошего, доброго, вечного. - Какова, на ваш взгляд, сегодня судьба у детей-вундеркиндов в России? Вспомним хотя бы мальчика-калькулятора Марка Вишню, которого родители увезли в США потому, что, якобы, такие дети не нужны стране... - Скорее всего, образовательная система в России так заточена, что яркие дети без протекции родителей или кого-то еще дальше не пойдут. Не думаю, что в мире есть хэнд хантеры, которые ищут таких ребят. Не знаю, как за границей, но у нас, если сам не сделаешь, то никто за тебя не сделает, не возьмет твоего ребенка и не будет с ним заниматься.

«Даже мультики некогда посмотреть». Как живет «девочка-калькулятор»
© АиФ Урал