Вечно 17: драма художницы-подростка Нади Рушевой
Иногда на свет появляются люди, чей гений раскрывается еще в детстве, как будто без всяких усилий. Но за раннюю и вечную славу порой приходится расплачиваться жизнью. "Рамблер" расскажет историю девочки-вундеркинда.
Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе в творческой семье. Ее отец, Николай Константинович Рушев, был известным театральным художником, мать, Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, стала первой балериной республики Тувы, а дед по отцовской линии был оперным певцом.
Вскоре семья девочки переехала в Москву. Надя начала рисовать в пять лет, при этом с ней никто не занимался профессионально. Слушая сказку о царе Салтане, которую ей читал отец, она в один вечер сделала 36 рисунков в манере раскадровки, как к фильму.
Потом Надя научилась читать самостоятельно и сделала циклы иллюстраций к "Евгению Онегину", "Медному всаднику", повестям Белкина.
Татьяна Ларина стала ее любимой героиней, она рисовала ее и ребенком, и влюбленной девушкой, и ослепительной замужней дамой. Кроме того, жизнь самого Пушкина и его семьи станет темой для цикла "Пушкиниана".
Другой историей, глубоко затронувшей душу маленькой художницы, стал "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери, хотя иллюстрации самого писателя к сказке ей не понравились.
Чтение станет ее страстью и постоянным источником вдохновения. Вскоре она создаст серию рисунков по мотивам мифов Древней Греции. Только подвигам Геракла Надя посвятит сто работ.
После первых же иллюстраций о гениальной девочке заговорили как о блестящем книжном графике, однако сама Надя хотела стать художником-мультипликатором.
В 1964 году состоялась ее первая выставка, которую устроил журнал "Юность". В следующем номере были опубликованы самые яркие рисунки девочки. Так началась ее всесоюзная слава.
"Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа…"
— говорил о ней академик Дмитрий Лихачев.
"Её рисунки далеко выходят за пределы детского творчества, но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с лёгкостью её техники, чувством композиции, с остротой её образов, с её творческим восприятием мира".
— а это слова скульптора Василия Ватагина.
За последующие пять лет пройдет еще 15 персональных выставок, не только в СССР, но и Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
Художница никогда не делала предварительных эскизов, всегда рисовала набело и не пользовалась ластиком. Она объясняла, что уже видит свои иллюстрации готовыми,и ей остается только перенести их на бумагу.
На исходе детства Надя Рушева создала два самых знаменитых своих цикла.
В 15 лет она прочитала только что опубликованный роман Булгакова "Мастер и Маргарита" и под сильнейшим впечатлением сделала 200 рисунков. Таким образом, Рушева стала первым иллюстратором этой книги после выхода в печать.
Эпопее Толстого "Война и мир" она посвятила 450 работ, для чего посетила Бородинское поле, музей "Бородинской панорамы", и Исторический музей. Но собиралась вернуться к этой теме через 10-15 лет. Однако судьба отпустила гениальной девушке совсем немного времени
В 17 лет Надя Рушева умерла из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и кровоизлияния в мозг.
Художница оставила после себя колоссальное творческое наследие — около 12 тысяч работ, которые сейчас находятся в коллекциях разных музеев, в том числе имени Пушкина, Льва Толстого, Национальном фонде культуры и многих других. Много рисунков девочка подарила своим друзьям и знакомым еще при жизни. Выставки ее работ проходят и по сей день в разных странах мира, в том числе, в Японии, Германии, США.
Рушева похоронена на Покровском кладбище. На ее памятнике изображен рисунок художница "Кентавренок".