Можно ли бить детей

Обласкать заботой и дать самостоятельность, разъяснить "хорошо" и "плохо" и сформировать собственное мнение, вырастить послушным и в то же время независимым - кажется, базовые задачи родителей друг другу едва ли не противоречат. Сотрудник Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, семейный психолог Анастасия Вялых рассказала "ВМ", каким методам воспитания место на эмоциональной помойке и когда у ребенка формируется собственное мнение. Среди подростков легенды о "сыне маминой подруги" стали уже едва ли не анекдотом. Он и умнее, и сильнее, и в шахматы играет, и бокс с танцами сочетать умудряется. А ты, охламон эдакий, задачу по физике битый час решаешь! –Ошибка родителей номер 1 – сравнение ребенка с другими детьми, - утверждает психолог. – Не нужно ставить в пример ни брата или сестру, ни тем более посторонних. Лучше сравнивать ребенка с ним же самим, но более младшего возраста. Не менее важен и эмоциональный фон. –Неспособность выдерживать эмоции - ошибка пусть и несознательная, но все же отражающаяся на развитии ребенка, – продолжает тему Анастасия. – Впоследствии, уже во взрослой жизни ему будет сложно правильно управлять уже собственным настроением. Эмоции ребенка важно принять: будь то злость, грусть или даже радость. Сколько раз за громкий смех в общественном месте родители едва ли не руку поднимали! Распространенная ошибка молодых мам - своеобразное самоотречение. Родителям, круглосуточно сидящим дома с детьми, важно порой вспоминать и о собственном комфорте. Иначе накопленный негатив в один прекрасный момент найдет выход на ребенка. – Собственное нездоровье, недосып, внутренние проблемы истощают ресурсы, необходимые для заботы, тепла и любви, - объясняет психолог. - Не остается сил банально радоваться общению с сыном или дочерью. Осуждаемые в обществе и социально неприемлемые методы воспитания, будь то подзатыльник, ремень за двойку или повышенный голос за сломанную игрушку, по словам Анастасии, корнями уходят именно в эту родительскую ошибку. К ним прибегают по разным причинам: одни переняли "традицию" от собственных родителей, другие чувствуют собственное бессилие и не видят других методов. –Да, это эффективные и быстрые способы воздействия, - признает эксперт. – Но основаны они на страхе. Естественно, они ничему не учат, а попросту вырабатывают, грубо говоря, условный рефлекс. Это никак не способствует ни развитию самостоятельности, ни формированию способности принимать зрелые решения. Соответственно, это отдаляет детей от родителей. Когда ребенок боится быть наказанным, он перестанет доверять. Каждому возрасту - свои особенности, нюансы и свои, пожалуй, проблемы. Родителям важно грамотно и вовремя переключать аспекты, на которые направлено их внимание. –Если совсем в младенческом возрасте важно просто банальное присутствие, тактильный контакт и удовлетворение самых базовых потребностей, то ближе к году, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, важно его отпускать, давать ему некую свободу, находясь при этом рядом, – утверждает психолог. – Детям необходимо всегда знать, что им есть куда вернуться. В три года на первый план выходит отстаивание своего мнения. Важно вовремя понять: да, у него оно есть, ребенок имеет на него право, и, что крайне важно, это мнение может отличаться от родительского. –В подростковом возрасте следует провести четкую грань между вниманием и контролем, – рекомендует Анастасия. – И вот этого самого пресловутого контроля важно избегать. Особенный этап этого возраста - психологическое отделение от родителей, первое знакомство с самостоятельной жизнью.

Можно ли бить детей
© Вечерняя Москва