Ещё

Академия свободной игры. Как работает инновационный детский сад в Воронеже 

Фото: АиФ
Детский сад комбинированного типа №77 выглядит оазисом в серых домах Ленинского района. Яркие цвета, спортплощадки, качели и песочницы невообразимого вида — тут же захотелось вернуться в детство, чтобы иметь возможность провести хотя бы день на этой планете детства. У входа в здание садика меня встречает Ольга Попова, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, проводит по коридорам с веселыми сказочными персонажами на стенах. Идем тихо — здесь тихий час и пахнет рыбными котлетами.
Я пришла в этот детсад неспроста — ведь этот садик отличается от других не только внешним видом, но и подходом к обучению детей. В 2013 году он участвовал в региональном конкурсе проектов по созданию и апробации инновационных моделей дошкольного образования и, выиграв, превратился в «Дошкольную Академию Свободной Игры».
— Ольга, чем отличается ваш детский сад от других?
— Мы реализуем инновационный проект «Детский сад — игропарк», который предполагает организацию образовательного процесса по-другому, не так, как в обычном детсаду. Весь процесс обучения завязан на игре. Зачастую в погоне за успехами родители и педагоги забывают о том, что жизнь ребенка в дошкольном возрасте — это игра. Они сажают его за парту, водят на кружки. Мы в своем проекте даем ребенку возможность играть — свободно и в разных направлениях. Не для того, чтобы чего-то достичь, а чтобы наиграться. Часто в детсадах дети все время находятся в одной группе, на одном месте, со своими сверстниками. В нашей «Дошкольной Академии Свободной Игры» мы дает детям возможность выйти за пределы группы, перемешаться с другими воспитанниками. Ведь социализация — умение общаться, устанавливать контакты — формируется, когда у ребенка появляется больше простора для общения. Хорошо, когда в одном детском сообществе есть дети разных возрастов. Поэтому мы открываем границы групп, дети учатся дружить, вместе строить что-то новое, рисовать, создавать, проектировать и потом в созданных мирах играть.
— Как же реализуется модель «академии игры»? Чем заняты ваши воспитанники в детском саду?
— Отправная точка — это выбор темы, которая была бы интересна детям. Мы собираемся на «Детский совет», разговариваем с детьми о том, что им было бы интересно узнать. Например, если близится День космонавтики, мы ориентируем их на получение знаний о космосе. Ребята вносят и свои предложения. Например, кто-то услышал о вулканах и хочет о них узнать, кто-то где-то побывал или получил в подарок интересную вещицу. Дети делятся этой информацией, другие загораются, им становится интересно. Мы спрашиваем у них, что они знают по этой теме, что они хотели бы узнать и где можно это узнать. Одну большую тему, например, город Воронеж можно разложить на несколько маленьких. Кроме того, мы даем им понимание того, что не только воспитатель может являться источником знаний. Есть еще книги, интернет, родители, бабушки, дедушки. Дети знают, что информацию можно добыть самостоятельно. После совета мы составляем таблицу и вывешиваем ее для родителей, чтобы они тоже были в курсе интересов своих детей. Например, у нас была тема «Время», и дети решили, что нужно создать коллекцию часов. У кого-то были только наручные, а кто-то принес часы с кукушкой, и неделю в группе работала необычная выставка. В течение недели дети занимаются по выбранной теме, а потом выходят на игровую сессию, отыгрывают полученные знания в разных МИРах — модулях игровой реконструкции.
— Что это за МИРы? Дети создают их сами, или им помогают воспитатели?
— Мы учим детей, что прежде, чем поиграть, со средой нужно повзаимодействовать. Мы в жизни не всегда встречаемся с чем-то готовым, поэтому нужно учиться преобразовывать среду. Так ведь и совершаются научные открытия! МИРы организованы в разных уголках нашего учреждения — комнатах, песочницах и даже под лестницей. В каждом у ребят есть разные предметы, кубики, конструкторы, из которых они могут строить.
В МИРе юного архитектора дети занимаются конструированием, поэтому в нем очень много разного конструктора — большого, маленького, деревянного, магнитного и так далее. Мы, взрослые, в силу многих причин мыслим стереотипно и стандартно. Иногда мы сами думаем, а что же можно построить из конструктора на тему «Горы и пещеры»? А дети умудряются сделать пещеры со сталактитами! Когда была тема «Воронеж будущего», они придумали метро. Мы никогда не даем им готовый образец, они все придумывают сами, и получается здорово! Кто-то из детей предположил, что Воронеж в будущем будет звездой, и, чтобы там жить, нужно было сделать скафандры и роботов. Делали они это в МИРе идей — месте, где оживает любая идея. Веревки, картонные коробки, пенопласт, сломанные игрушки — из всего этого дети творят.
В МИРе ощущений есть тактильные дорожки, стол-мозаика, кубы приключений, игрушки для сенсорного опыта, набор Пертра. В МИРе творчества — прозрачные мольберты, обои для рисования, краски, пластилин, крем, фломастеры, материал для аппликаций. Со всем тем, что они нарисовали, дети потом начинают играть.
МИР песка и воды — это несколько песочниц с обычным и кинетическим песком, водным столом, песочным столом с подсветкой и со стеклом, а еще стеклышки, камушки, маленькие фигурки. Словом, всем, что нужно для экспериментирования. В песочницах дети ведут раскопки, строительство новых миров и цивилизаций.
Детям очень нравится, они с большим нетерпением ждут, когда наступает день игры. Они дружат между собой. Выбирают, в какой мир пойти. Мы их нацеливаем на то, что если ты пошел в один мир, там нужно продумать и завершить свою игру. Когда игра заканчивается, ребята приходят из разных миров, приносят свои поделки, делятся эмоциями, впечатлениями и продолжают играть с тем, что они сделали.
— Родители замечают, что такой подход к игре меняет их чад в лучшую сторону?
— Родители отмечают, что дети стали не только более свободными, но еще и ответственными за свой выбор. Ребенку нужно спроектировать то, что он будет делать, представить, что ему для этого нужно, и проанализировать результат. Воспитатели спрашивают, все ли у них получилось, были ли сложности, как они с ними справились. «Я спросил у Вани, и он мне подсказал». «Я не могла решить пример на вычитание, взяла счетные палочки, и все получилось». Дети уверены в своих силах, они знают, чего хотят, как этого добиться, не просят сделать за них, а обращаются к товарищам или сами придумывают, как это решить. Я думаю, что наши дети — это дети будущего.
Сегодняшние дети говорят меньше и немного хуже, чем это было раньше. Да и мы все начинаем меньше говорить, нам проще отправить сообщение или смайлик. А совместная творческая деятельность предполагает умение налаживать контакт, высказать свою идею, выслушать идею другого. Мы даем детям возможность найти что-то интересное не в планшете или в телефоне, а в общении и выразить это в речи.
— Наверняка и для воспитателей такая креативная работа более интересна?
— Конечно! Мы взаимодействуем с Институтом развития образования, который курирует нашу проектную деятельность, с другими инновационными детсадами, обмениваемся опытом. Институт организует курсы повышения квалификации. У нас есть творческая группа, которая углубленно работает над проектом. На семинарах, мастер-классах мы представляем нашу модель коллегам и учим друг друга. Мы ориентируемся на то, что дети гораздо умнее, находчивее, креативнее, чем взрослые. Главное — не ограничивать их, давать возможность творить, тогда они показывают замечательный результат.
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео