Аист на крыше 18 мая 2018

Когда ребенок вырос не таким, о каком вы мечтали

Фото: Аист на крыше
Самая трудная на свете работа — вырастить ребёнка, которым вы были бы во всех отношениях довольны: честного, порядочного, трудолюбивого, любящего… Увы, далеко не всем это удаётся.
Почему разбиваются мечты
— Мой-то — настоящий балбес! «Что тебя, — спрашиваю, — интересует: история, физика, литература, математика?..» — «Ничего», — говорит. «А куда будем поступать после школы?» — «Не знаю, мне всё равно». Круглые сутки готов играть в компьютерные игры или смотреть футбол.
— А моя, чуть что, хамит мне, как базарная торговка. Вчера интересуюсь: «Ты почему уроки не сделала?» И с ходу в ответ: «Что ты ко мне пристаёшь?! Сама знаю, не маленькая! Надо будет — сделаю!», — и пошла попой крутить. Четырнадцать лет соплюшке, а у неё уже одни парни на уме!
Кто из нас не слышал этих горестных разговоров? И кто из нас не знает мам и пап, которые о том же самом не менее горестно молчат?
Сын — бездельник. Или пьяница. Или, того хуже, наркоман. Дочка — врунья. Или ненавидит родителей, выскочила замуж за первого встречного, только бы сбежать из родного дома. Или распутница, обитает в богемной компании и в шестнадцать родила, не поймёшь даже от кого.
Тут вам и грусть, и слёзы, и тоска смертная. А за всем этим — полнейшая растерянность.
Как это так вышло, что у меня вырос такой ребёнок?! Ведь мы его любили, заботились о нём, воспитывали… Себе, бывало, отказывали, а ему-то уж ничего не жалели. Нет, не баловали, но и не обижали. В меру были строги, в меру потакали. И старались вложить в него только всё лучшее. Сколько трудов стоило пристроить его в лучшую школу в районе! А кружки, спортивные секции, книги, репетиторы, театры, музеи, интересные поездки по стране и за границу… Всё для него, а в результате… Нет результата.
И что же теперь делать?! Куда бежать? К кому обращаться? Кто поможет?..
Если ребёнок вырос не таким, о каком вы мечтали, мучениям вашим нет конца. Они изводят вас неотступно, днём и бессонной ночью. Но самое страшное, что чем старше становится этот ваш «не такой» ребёнок, тем явственнее вы убеждаетесь: исправить уже ничего нельзя.
Если ребёнок вырос не таким, о каком вы мечтали, мучениям вашим нет конца. Они изводят вас неотступно, днём и бессонной ночью. Но самое страшное, что чем старше становится этот ваш «не такой» ребёнок, тем явственнее вы убеждаетесь: исправить уже ничего нельзя. Это понимание даётся неимоверным трудом, но в конце концов сама действительность заставляет вас сказать себе: да, такого не перевоспитаешь.
А потом ещё много лет вас будет терзать одна и та же мысль: где, когда и в чём произошла ошибка? Вы будете сотни раз вспоминать, каким ангелочком это дитя было в младенчестве. Как оно впервые сказало «мама» и «папа». Какие смешные отмачивало словечки и фразочки. Как вы ходили с ним в зоопарк, на новогоднюю ёлку, в гости к друзьям, ездили на курорт…
Вы будете вечно рыться в памяти, пытаясь понять, что же сделали не так. Но всё тщетно.
Чему нас учат семья и школа
Мой давний приятель (кстати, с высшим педагогическим образованием, в прошлом школьный учитель) считает, что виной всему школа.
Он говорит мне: вспомни, чему нас учили в школьные годы? Главным образом, многочисленным наукам: арифметике, алгебре, геометрии, физике, химии, географии… Ещё — русскому языку, а также иностранному. Истории, но в основном с ярко выраженным политическим акцентом. Истории родной литературы — «любовная тема в лирике А. С. Пушкина», «Катерина — луч света в тёмном царстве», «горьковские мещане и человек труда»…
Господи, да чему нас только не учили! Кажется, всему, что потом в реальной жизни оказалось нужно, а чаще не нужно. Кроме одного, самого важного — умения воспитывать своих будущих детей.
Школа испокон веков старательно обходила эту тему. А если и задевала, то лишь по касательной. То с дидактическим уклоном, когда, например, заходит речь про фонвизинского Митрофанушку, то с патриотическим, когда, скажем, изучается «Война и мир».
Школа, уверен мой приятель, всегда страшилась темы воспитания детей не меньше, чем вопросов сексуальной грамотности. Ещё бы, ведь и то, и другое может навести ребёнка, в одних случаях, на размышления о том, чем занимаются взрослые по ночам, а в других — раскрыть методы и средства, с помощью которых учителя и родители воздействуют на подрастающее поколение.
Зайдите в любую школу, в любой класс и спросите: для кого родители близкие друзья — почти все ученики, за исключением двух-трёх, посмотрят на вас как на сумасшедшего. А потом спросите: кого дома регулярно наказывают — и сразу лес рук.
Между тем, как показывает практика, старшие домочадцы допускают в воспитании самые примитивные оплошности. И всё потому, объясняет опять-таки мой приятель, что не ведают элементарных вещей. Зайди в любую школу, в любой класс и спроси: для кого родители близкие друзья — почти все ученики, за исключением двух-трёх, посмотрят на тебя как на сумасшедшего. А потом спроси: кого дома регулярно наказывают — и сразу лес рук.
— А если бы, — доказывает мой приятель, — будущим мамашам и папашам ещё в школе объяснили, по крайней мере, азы педагогической науки, то…
— …То, — прерываю я его, — дети пришли бы после такого урока к родителям и сказали им: никудышные вы у меня предки, ничего не смыслите в моём воспитании. Небось забыли, чему вас учили в школе? Или, наверное, в двоечниках ходили?
Снова за парту!
Увы, искать ответственного за собственные беды на стороне — это у большинства из нас в крови. Чуть что — мы не виноваты: нас не предупредили, нам не объяснили, нас не научили… Или того лучше: а что тут такого, все так делают — случается, и побалуют своих ребятишек, случается, и накажут, бывает, и ремешком поучат уму-разуму…
А одна мамочка мне сказала так:
— Зачем мне знать вашу родительскую педагогику? Моё материнское сердце всегда подскажет нужную воспитательную меру.
Но попробуйте поговорить с теми, у кого минимум двое детей. Почти все они признаются, что первенец — это был путь проб и ошибок, и теперь некоторые свои поступки даже вспомнить стыдно. Эти родители открыли для себя науку воспитания, но сперва фактически поэкспериментировав на своём старшем ребёнке.
А ведь можно избежать «проб и ошибок», если не всех, то многих. Для этого стоит только забыть, что мы уже взрослые, а потому всё на свете знаем. И снова, как в школе, превратиться в учеников. Только чур без прогулов и невыученных уроков.
Читайте, общайтесь, обсуждайте, спорьте, открывайте для себя новое в самой важной на свете науке — науке, которая помогает вырастить из ребёнка взрослого человека!..
Было бы желание, а школу такую найти нетрудно — в местном досуговом центре, дворце или доме культуры, где обычно организуют клубы молодых родителей, в библиотеке, где наверняка есть книги на темы воспитания детей, да просто в дружбе с живущими по соседству педагогами и опытными родителями. Читайте, общайтесь, обсуждайте, спорьте, открывайте для себя новое в самой важной на свете науке — науке, которая помогает вырастить из ребёнка взрослого человека!..
А ещё, когда появится на свет ваш первенец, учитесь у него. Самая хорошая школа — родной ребёнок.
Комментарии
Читайте также
В каком возрасте девочке начинать половую жизнь
Ужасы последнего звонка, от которых хочется выть
За что первенцы ненавидят младших братьев и сестер
Стоит ли баловать детей сладостями