На Среднем Урале развивается дошкольное образование детей-аутистов

Пока системы ранней социализации на всероссийском уровне не разработано, регионы накапливают собственный опыт. В мае в центре восстановительной педагогики «Спектрум А», организованном благотворительным фондом помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я особенный», заработал инклюзивный шахматный кружок. Чтобы дети быстрее привыкали и включались во взаимодействие с незнакомыми взрослыми и сверстниками, занятия проходят в небольших группах по 2-4 человека. На первом занятии по шахматам за одним столом оказались малыши, имеющие сложности в социализации: у Саши – гиперактивность, у Миши – атипичная форма аутизма, которой характерна замкнутость. «Дети привыкают к обществу, учатся и помогают друг другу. Изначально центр задумывался как центр для детей-аутистов, но сегодня на игровые и творческие занятия приходят и дети без особенностей развития. Это важный шаг в создании инклюзивного общества», – рассказала президент благотворительного фонда «Я особенный» Александрина Хаитова. По словам педагога, в дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций: познавательная (ребенок учится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать), воспитательная (шахматы вырабатывают выдержку, собранность, внимательность), физическая (сидеть долго за доской очень трудно, надо обладать большим запасом сил и выносливости). Центр восстановительной педагогики «Спектрум А» открылся в июне 2016 года. Целью учреждения является оказание ранней помощи детям, имеющим расстройства аутистического спектра. В течение всего года с детьми занимают психологи, логопеды, дефектологи, игровые терапевты, здесь проходят занятия по подготовке к школе детей с нарушениями развития, арт-терапия, музыкотерапия, развивающий досуг, развивающие интерактивные игры и занятия, адаптивная физкультура. Помогают развивать людей и люди «из вне»: волонтеры, люди, заинтересованные в том, чтобы просто поиграть с детьми, для которых основная проблема – это социальная изоляция, а также активисты Общероссийского народного фронта. В центре также уже около 4 лет действует Школа особых родителей. «Такие дети нуждаются в командной работе специалистов разного профиля по индивидуальной программе, написанной для ребёнка, и в подключении родителей к этой работе. Это то, чем мы занимаемся, и чем готовы делиться с родителями и другими специалистами. Используя наш подход к работе, специалисты смогут подготовить к школе ребёнка с расстройством аутистического спектра и помочь ему адаптироваться в среде сверстников», – рассказала Александрина Хаитова. По ее словам, победы детей здесь отмечают ежедневно, а положительным примером развития является каждый ребенок. Но есть и особые случаи. «У нас есть ребенок, ему 5 лет и у него очень тяжелые нарушения поведения. Его мама испытывала сложности даже с тем, чтобы просто с ребенком выйти на улицу. Сегодня он у нас в кружке по робототехнике собирает роботов и программирует их – то есть в свои 5 лет пишет программу, благодаря которой робот ходит по кругу, преодолевает препятствия. Возможно, у него не было бы перспектив, если бы ему не были предоставлены такие возможности развития», – рассказала Александрина Хаитова. Сейчас регулярную помощь в центре получают порядка 400 семей Свердловской области. Кроме того, создан и действует электронный сервис, портал «Всегда на связи», который позволяет охватить помощью все категории семей, имеющих детей-инвалидов.