«Главная проблема – это разрушенное доверие»: лучшие учителя рассуждают об отношениях родителей и школы
Знакомим вас с отрывком из книги Ксении Кнорре Дмитриевой «Учителя – родителям». Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» выпустил важную и необходимую современному читателю книгу «Учителя – родителям». Книга представляет собой сборник интервью с авторитетными педагогами и директорами школ Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. В нее вошли 20 честных историй от профессионалов о роли учителя, новых инструментах образования, профориентации и других актуальных вопросах для каждого, кто неравнодушен к теме образования. В первую очередь сборник предназначен для родителей, которым интересно увидеть школьную кухню изнутри. Что любопытно, читатель вряд ли найдет здесь универсальный ответ на интересующий его вопрос. Книга тем и хороша, что в ней собраны разные, а где-то и диаметрально противоположные взгляды на одни и те же проблемы. Единственное, что объединяет все истории, – профессионализм спикеров, их преданность делу, желание совершенствоваться и, конечно, чувство любви к своим подопечным, желание сохранять контакт с учеником. «Летидор» познакомился с книгой и предлагает небольшую подборку цитат учителей на одну из самых волнительных тем – взаимодействие школы с родителями. Корректно ли родителям вмешиваться в учебный процесс? Как семье воспринимать разные социальные роли ребенка (в школе – паинька, дома – бунтарь)? Как нащупать границы ответственности всех участников учебного процесса? На эти и другие вопросы отвечают лучшие из лучших. Владимир Федорович Овчинников, директор Лицея «Вторая школа»: «…Сегодня родители имеют право давать советы и даже настаивать на выполнении этих советов. Нельзя сказать, что это нам сильно мешает, но мешает, конечно. Не хочется обидеть родителя, который искренне желает помочь школе, а с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что далеко не все советы разумны и применимы. Но бόльшая часть наших родителей ведет себя совершенно лояльно, и если какие-то идеи у них есть, они их также лояльно и высказывают. В нашей школе это не острая проблема, а кроме того, мы активно работаем с родителями – наши психологи ведут для них семинар, сами родители приходят к психологам с вопросами в индивидуальном порядке, у нас это приветствуется и поощряется. Работа с родителями – это важная часть нашей школьной жизни». Сергей Леонидович Иванов, учитель русского языка в лицее № 1535 и в школе «Летово»: «Если бы я мог обратиться к широкой родительской аудитории, я бы, наверное, напомнил, что дети требуют к себе повышенного внимания, даже если речь идет о старшеклассниках, которых многие воспринимают практически как взрослых, но даже им нужны внимание, забота, любовь, и все они хотят, с одной стороны, определенной самостоятельности в своих действиях, а с другой – им всем нужна защита и поддержка. И еще необходимо помнить о том, что мы воспринимаем ребенка по-разному: дома он один, в школе другой, это абсолютно разные социальные роли. Нужно спокойно относиться к тому, что он в этих ролях может быть разным – например, послушным сыном, но при этом непослушным учеником». Елена Александровна Хотунцева, учитель английского языка в лицее № 1535: «Плохо, когда родители начинают в полной мере реализовывать свои амбиции через детей. Такое у нас в лицее случается. Иногда ребенок уже зеленый, смотришь на него и понимаешь, что ему бы поспать, погулять и поесть, а мама его записала в 54 секции, у него 10 репетиторов, занятия каждый час, и ребенок просто не соображает… Во всем нужна умеренность. Лицей старается участвовать в решении подобных вопросов, и если мы видим, что есть перекос, перебор, мы можем что-то посоветовать родителям. Но захотят ли прислушаться к нашим советам – это вопрос. Мы же не можем категорически сказать: “Прекратите”. Это их выбор, и все родители считают, что они действуют во благо своих детей». Ольга Анатольевна Самошкина, учитель начальных классов гимназии имени Е. М. Примакова: «Родитель должен помочь ребенку овладеть алгоритмом качественного выполнения работы, объяснить, какая работа может считаться качественной, какая нет, и показать ему: мне важен твой труд, мне важно, что ты делаешь, мне интересно, это сейчас самое важное для тебя, и мне это небезразлично. Если родитель будет находиться рядом, ребенок будет ощущать эту поддержку. Можно постепенно уменьшать свое присутствие в школьной жизни ребенка, но тем не менее находиться поблизости, во всяком случае контролировать выполнение работы, а не формально спрашивать: “Ты все уроки сделал?” – для ребенка-первоклассника этого мало. Необходимо просматривать, обсуждать работу, показывать ему – это мне нравится, ты написал красиво, а вот тут не очень, или говорить: “Ты выполнил не все задания, давай мы с тобой сядем и доделаем”. Лучше первокласснику подсказать, может быть, даже там, где это необязательно, но у него должно быть чувство защищенности». Дмитрий Эмануилович Шноль, учитель математики в школе «Летово»: «Одна из основных проблем нашей школы связана с границами, вернее, с неумением их выстраивать и соблюдать. У нас плохо определены границы ответственности – за что отвечает учитель, за что ученик, за что семья в целом… вся школьная жизнь ученика, включая его домашние задания, является сферой его личной ответственности, прямо с первого класса, с шести–семи лет. Если ребенок хочет, он показывает эту часть жизни родителям, не хочет – не показывает. Просит помощи, если нужно, или не просит, если считает, что сам справится. Но есть и обратная проблема – желание родителей контролировать домашние задания детей, даже когда те уже в седьмом, восьмом классах. “А что нам задали?” – спрашивают такие родители. Вам – не задали ничего. Задали вашему сыну, дочери, которым надо попробовать все возможности – пробалбесничать месяц, получить свой результат, исправить его, не смочь исправить, найти помощь, не найти. Это же все очень важные ситуации, которые ребенку надо проиграть, пока он в школе». Елена Вячеславовна Гусева, один из основателей и долгое время директор прогимназии № 1733: «Главная проблема в отношениях между родителями и школой сегодня – разрушено доверие. Сегодня родитель приводит ребенка в сад и говорит воспитателю не “Здравствуйте, мы сегодня прекрасно выспались, у нас высокая активность”, а: “Так, посмотрите при мне – ни одного синяка, видите? Если вечером я получу ребенка с синяком, вы закончите день в прокуратуре”. И в школе тоже приблизительно так. Но для нормального ребенка, познающего мир, активно двигающегося и взаимодействующего с окружающим пространством и с другими детьми, синяки – обычное дело. А если школе и детскому саду поставить главной задачей обеспечить отсутствие синяков (сохранность здоровья важна, поймите меня правильно, но во всем должна быть мера), тогда учитель или воспитатель просто обложит ребенка ватой и положит на кровать для сохранности, и этому ребенку в саду и школе ничего делать не дадут». Книга вышла при поддержке издательской группы «Точка». Автор фрагмента – Елена Игоревна Булин-Соколова, доктор педагогических наук, главный эксперт Института развития образования Высшей школы экономики, директор «Хорошколы». Фото: пресс-служба издательской группы «Точка», shutterstock.com