Ещё

«Главная проблема — это разрушенное доверие»: лучшие учителя рассуждают об отношениях родителей и школы 

«Главная проблема — это разрушенное доверие»: лучшие учителя рассуждают об отношениях родителей и школы
Фото: Letidor.ru
Знакомим вас с отрывком из книги Ксении Кнорре Дмитриевой «Учителя — родителям».
Благотворительный фонд «Вклад в будущее» выпустил важную и необходимую современному читателю книгу «Учителя — родителям». Книга представляет собой сборник интервью с авторитетными педагогами и директорами школ Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга. В нее вошли 20 честных историй от профессионалов о роли учителя, новых инструментах образования, профориентации и других актуальных вопросах для каждого, кто неравнодушен к теме образования.
В первую очередь сборник предназначен для родителей, которым интересно увидеть школьную кухню изнутри. Что любопытно, читатель вряд ли найдет здесь универсальный ответ на интересующий его вопрос.
Книга тем и хороша, что в ней собраны разные, а где-то и диаметрально противоположные взгляды на одни и те же проблемы. Единственное, что объединяет все истории, — профессионализм спикеров, их преданность делу, желание совершенствоваться и, конечно, чувство любви к своим подопечным, желание сохранять контакт с учеником. «Летидор» познакомился с книгой и предлагает небольшую подборку цитат учителей на одну из самых волнительных тем — взаимодействие школы с родителями.
Корректно ли родителям вмешиваться в учебный процесс? Как семье воспринимать разные социальные роли ребенка (в школе — паинька, дома — бунтарь)? Как нащупать границы ответственности всех участников учебного процесса? На эти и другие вопросы отвечают лучшие из лучших.
, директор Лицея «Вторая школа»:
«…Сегодня родители имеют право давать советы и даже настаивать на выполнении этих советов. Нельзя сказать, что это нам сильно мешает, но мешает, конечно. Не хочется обидеть родителя, который искренне желает помочь школе, а с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что далеко не все советы разумны и применимы. Но бόльшая часть наших родителей ведет себя совершенно лояльно, и если какие-то идеи у них есть, они их также лояльно и высказывают. В нашей школе это не острая проблема, а кроме того, мы активно работаем с родителями — наши психологи ведут для них семинар, сами родители приходят к психологам с вопросами в индивидуальном порядке, у нас это приветствуется и поощряется. Работа с родителями — это важная часть нашей школьной жизни».
, учитель русского языка в лицее № 1535 и в школе «Летово»:
«Если бы я мог обратиться к широкой родительской аудитории, я бы, наверное, напомнил, что дети требуют к себе повышенного внимания, даже если речь идет о старшеклассниках, которых многие воспринимают практически как взрослых, но даже им нужны внимание, забота, любовь, и все они хотят, с одной стороны, определенной самостоятельности в своих действиях, а с другой — им всем нужна защита и поддержка.
И еще необходимо помнить о том, что мы воспринимаем ребенка по-разному: дома он один, в школе другой, это абсолютно разные социальные роли.
Нужно спокойно относиться к тому, что он в этих ролях может быть разным — например, послушным сыном, но при этом непослушным учеником».
Елена Александровна Хотунцева, учитель английского языка в лицее № 1535:
«Плохо, когда родители начинают в полной мере реализовывать свои амбиции через детей. Такое у нас в лицее случается. Иногда ребенок уже зеленый, смотришь на него и понимаешь, что ему бы поспать, погулять и поесть, а мама его записала в 54 секции, у него 10 репетиторов, занятия каждый час, и ребенок просто не соображает… Во всем нужна умеренность.
Лицей старается участвовать в решении подобных вопросов, и если мы видим, что есть перекос, перебор, мы можем что-то посоветовать родителям.
Но захотят ли прислушаться к нашим советам — это вопрос.
Мы же не можем категорически сказать: «Прекратите». Это их выбор, и все родители считают, что они действуют во благо своих детей».
Ольга Анатольевна Самошкина, учитель начальных классов гимназии имени Е. М. Примакова:
«Родитель должен помочь ребенку овладеть алгоритмом качественного выполнения работы, объяснить, какая работа может считаться качественной, какая нет, и показать ему: мне важен твой труд, мне важно, что ты делаешь, мне интересно, это сейчас самое важное для тебя, и мне это небезразлично.
Если родитель будет находиться рядом, ребенок будет ощущать эту поддержку.
Можно постепенно уменьшать свое присутствие в школьной жизни ребенка, но тем не менее находиться поблизости, во всяком случае контролировать выполнение работы, а не формально спрашивать: «Ты все уроки сделал?» — для ребенка-первоклассника этого мало.
Необходимо просматривать, обсуждать работу, показывать ему — это мне нравится, ты написал красиво, а вот тут не очень, или говорить: «Ты выполнил не все задания, давай мы с тобой сядем и доделаем».
Лучше первокласснику подсказать, может быть, даже там, где это необязательно, но у него должно быть чувство защищенности».
Дмитрий Эмануилович Шноль, учитель математики в школе «Летово»:
«Одна из основных проблем нашей школы связана с границами, вернее, с неумением их выстраивать и соблюдать. У нас плохо определены границы ответственности — за что отвечает учитель, за что ученик, за что семья в целом… вся школьная жизнь ученика, включая его домашние задания, является сферой его личной ответственности, прямо с первого класса, с шести–семи лет.
Если ребенок хочет, он показывает эту часть жизни родителям, не хочет — не показывает. Просит помощи, если нужно, или не просит, если считает, что сам справится.
Но есть и обратная проблема — желание родителей контролировать домашние задания детей, даже когда те уже в седьмом, восьмом классах.
“А что нам задали?” — спрашивают такие родители. Вам — не задали ничего. Задали вашему сыну, дочери, которым надо попробовать все возможности — пробалбесничать месяц, получить свой результат, исправить его, не смочь исправить, найти помощь, не найти.
Это же все очень важные ситуации, которые ребенку надо проиграть, пока он в школе».
, один из основателей и долгое время директор прогимназии № 1733:
«Главная проблема в отношениях между родителями и школой сегодня — разрушено доверие. Сегодня родитель приводит ребенка в сад и говорит воспитателю не «Здравствуйте, мы сегодня прекрасно выспались, у нас высокая активность», а:
“Так, посмотрите при мне — ни одного синяка, видите? Если вечером я получу ребенка с синяком, вы закончите день в ”.
И в школе тоже приблизительно так.
Но для нормального ребенка, познающего мир, активно двигающегося и взаимодействующего с окружающим пространством и с другими детьми, синяки — обычное дело. А если школе и детскому саду поставить главной задачей обеспечить отсутствие синяков (сохранность здоровья важна, поймите меня правильно, но во всем должна быть мера), тогда учитель или воспитатель просто обложит ребенка ватой и положит на кровать для сохранности, и этому ребенку в саду и школе ничего делать не дадут».
Книга вышла при поддержке издательской группы «Точка».
Автор фрагмента — Елена Игоревна Булин-Соколова, доктор педагогических наук, главный эксперт Института развития образования , директор «Хорошколы».
Фото: пресс-служба издательской группы «Точка», shutterstock.com
Видео дня. Как обманывают магазины во время поста
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео