Особенный подход. Почему семьи с детьми-аутистами переезжают в Воронеж
Проект «Аутизм. Маршруты помощи» работает в регионе уже три года. Более 10 семей из других регионов переехали в Воронеж – ради возможности бесплатного инклюзивного образования своих детей. В нашем регионе уже три года работает проект «Аутизм. Маршруты помощи». В городе есть специальный центр для помощи таким семьям. Что ещё предстоит сделать, обсудили эксперты со всей страны на научно-практическом семинаре, который не так давно прошёл в Воронеже. У Екатерины Поповой трое детей, один из них – Кирилл – особенный. Вспоминает, в Москве была высокооплачиваемая работа и перспективы – что, в общем-то, не помешало бросить всё и вместе со всей семьёй переехать из столицы в Воронеж, чтобы Кирилл пошёл в школу в ресурсный класс. – Первый месяц мы сидели, мамочки сидели в школе. Мы были в зоне шаговой доступности, на подхвате. А потом спустя месяц мы уже спокойно уходили по своим делам. Для меня это было очень волнительно, потому что с детьми в принципе не общались. В школе были созданы все условия для адаптации, – рассказала жительница Воронежа Екатерина Попова. В 12 обычных школах и 5 детских садах для детей с аутизмом организовали ресурсные зоны, где их ждут игрушки, сенсорная комната, учебные пособия. К каждому ребёнку прикреплен тьютер, который помогает адаптироваться в социуме. Инклюзия, отмечают специалисты, проходит очень медленно. Начинается с выхода из ресурсной зоны на общие перемены. Следующие этапы – посещение обычных уроков сначала с тьютером, затем и без него. – Когда учитель говорит – дети, взяли ручки. Эта общая инструкция для всех детей, и он понимает социальную ситуацию и может отреагировать, быть успешным. Или – все дети же так делают – списать. Мы учим детей списывать. Мы учим подсматривать на других детей и ориентироваться, как сделать так, чтобы быть социально уместным, – пояснила старший методист Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Дина Чиркова. Дети с аутизмом, отмечают специалисты, очень разные. Кто-то имеет талант к рисованию или математике, а кому-то сложно даже ответить на вопрос – как тебя зовут? Поэтому в начальной школе ребята могут учиться и 5, и 6 лет. Индивидуальный подход и сопровождение особенных детей должны сохраниться и дальше – в средних классах. Как это будет происходить в нашем регионе, станет понятно уже в следующем году – в одной из школ Шилово будет первый выпуск начальных ресурсных классов. Проект «Аутизм. Маршруты помощи» предполагает систему – от постановки диагноза до самого сложного этапа – взрослой и самостоятельной жизни. – Это адский труд, потому что мы затрагиваем интересы многих людей. Жил себе психоневрологический интернат своей жизнью, и вдруг мы привозим туда эксперта, который говорит – ребята, это, конечно, всё здорово, что у вас тут ремонт, современное оборудование. Но у вас больничка с развлекаловкой, а перед нами взрослые люди, которые здесь живут. И взрослый человек должен быть занят, – отметила консультант по организационному развитию фонда «Выход» Анна Берколайко. Пока воронежские работодатели неохотно связываются с людьми с ментальными нарушениями. Но Евгению Авдееву и Антону Старченкову повезло – их взяли в ресторан фастфуда. – Долго искал. Потом нашёл, начал потихонечку работать. Четвёртый год работаю, – рассказал житель Воронежа Евгений Авдеев. – Я пришёл месяца два назад. Ну, коллектив нормальный. Все ребята хорошие. Дальше зарплату там будут поднимать, – пояснил житель Воронежа Антон Старченков. Поддержка и сопровождение тьютерами людей с аутизмом при трудоустройстве – следующий этап системы, над чем сейчас специалисты работают. Этим летом, например, эксперты поедут в Санкт-Петербург перенимать опыт – там уже существует такая практика. Ещё одно проблемное место в системе помощи особенным детям – это тьютеры. Их недостаточно, не прекращается текучка кадров. Их готовят пока только в институте развития образования. А надо, как отмечают эксперты, готовить тьютеров в институте. Надежда Абросимова, Евгений Лютов и Александр Рудик