Отцы и дети: как и о чем нужно говорить взрослому с ребенком
МОСКВА, 1 июня. /ТАСС/. Личный разговор по-прежнему является лучшим способом построить доверительные отношения, вызвать симпатию и убедить собеседника в своей правоте. Однако многие, прекрасно справляясь с этим в офисе, не умеют сделать то же самое в собственном доме и своей семье. В Международный день защиты детей корреспондент ТАСС поговорил с психологами, чтобы узнать, какие ошибки совершают взрослые, общаясь со своими детьми, как правильно говорить с ребенком на сложные темы и почему оценка на ЕГЭ зависит не только от его знаний, но и от родителей. Главный внештатный детский психиатр департамента здравоохранения Москвы Анна Портнова считает, что при регулярном общении с родителями ребенок может избежать многих проблем, с которыми он сталкивается: взаимоотношение со сверстниками, определение себя как личности, отношение к учебе и профессиональное самоопределение, вопрос личного пространства, переутомление и т.д. "Однако общение дома сегодня сводится к минимуму, потому что родители устают на работе, а общение с ребенком требует сил, выслушивания вещей, которые взрослому уже, наверное, не так интересны. У всех разные отговорки. Они предпочитают сидеть в социальных сетях, а не разговаривать или играть с детьми", - отметила Портнова. В свою очередь кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Юлия Кочетова считает, что количество времени, проведенного с ребенком, не так важно, как его качество. "Значительно важнее доверительные взаимоотношения, в которых ребенок выступает для взрослого как равный собеседник с правом на собственную позицию. И если ребенок, пусть и не так часто, обращается к вам в надежде, что вы его выслушаете и поможете, то это хороший признак того, что ваши взаимоотношения складываются благополучно", - отметила Кочетова. При этом, по ее словам, одной из типичных ошибок при выстраивании диалога с ребенком является неумение родителей учитывать возрастные особенности детей, обращение с ними по модели предыдущего возрастного этапа. "Например, подросткам нужно больше личного пространства и независимости, чем детям других возрастов. Если он не идет на контакт сам, то не пытайтесь навязать себя", - подчеркнула эксперт. Не ограничивать в проявлении чувств По мнению Кочетовой, с появлением интернета ребенок может встретиться с так называемыми "сложными" темами в любой момент жизни. "Вопрос заключается, в том, что необходимо делать, если информация, с которой столкнулся ребенок, негативно повлияла на его эмоционально-психическое состояние. Если вы видите, что это вызвало удивление, ужас, тревогу или непонимание, стоит включиться и поговорить об этом", - считает эксперт. Она также отметила, что многие вопросы ребенка даже на "сложные" темы носят исследовательский характер. "Ребенку интересно все то, что его окружает, что он сам не может объяснить, исходя из своего практического опыта. На такие вопросы мы можем легко отвечать, рассказывая о реалиях нашей жизни. Совсем по-другому стоит строить диалог, если перед ребенком встал вопрос, вызванный конкретным жизненным событием, например, смерть бабушки", - сказала Кочетова. Она подчеркнула, что самое главное здесь - честность. "Очень часто мы сообщаем ребенку те причины смерти, которых не существует, например, что бабушка "устала", "отправилась в лучший мир". Ребенку такие вещи кажутся нечестными и неправильными, поскольку он мог помочь бабушке, попросить ее отдохнуть и прочее", - указала эксперт. Чувство одиночества, которое остается после расставания, возможно заполнить, например, продолжать ухаживать за ее огородом, сделать красивую табличку с ее именем и т.д., добавила Кочетова. "Важно отметить, что не стоит ограничивать ребенка в проявлении его чувств и переживаний. Вполне естественно проявлять не только радость, но и печаль или злость", - советует она. ЕГЭ - не самое важное в жизни В преддверии экзаменов главный внештатный детский психиатр столичного департамента здравоохранения Анна Портнова призвала взрослых "не давить" на детей. "Важно помнить, что это сложный период для ребенка, его не нужно стращать. Не нужно говорить, что если он не сдаст ЕГЭ, то пойдет мести улицы. Наоборот, его стоит поддержать словами, что его любят независимо от результата", - сказала Портнова. "Перед ЕГЭ родители и учителя детей очень накручивают, говорят, что это чуть ли не самый важный момент в их жизни, тогда как их жизненный опыт не позволяет понять обратное. И в итоге, к сожалению, очень часто происходят нервные срывы", - отметил руководитель Патриаршего Центра кризисной психологии Михаил Хасьминский. С ними согласилась и доцент кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Юлия Кочетова. "Экзамен всегда событие, вызывающее стресс. Часто взрослые, сами того не понимая, воздействуют на ребенка, повышая уровень тревожности, вызывая страхи, которых не было, накаляют атмосферу перед экзаменом. Тогда как задача родителя, наоборот, - быть носителем здравого смысла, который он будет транслировать своему ребенку", - считает Кочетова, подчеркнув, что по поводу экзамена с ребенком необходимо сохранять спокойное и деловое общение. Эксперт добавила, что родителю важно отслеживать, что он говорит своим детям о предстоящем испытании, какую установку делает. "От этого зависит его эмоциональный настрой и, безусловно, уверенность в своих силах. Если же ребенок получил оценку ниже, чем бы хотелось, или даже провалил ЕГЭ, не делайте из этого катастрофу, не оставляйте его с этой проблемой наедине. В первую очередь попытайтесь вместе понять, какие дальнейшие действия вы предпримите", - рекомендует Кочетова.