Профстандарт для сотрудников детских домов вынесут на общественное обсуждение в июне

МОСКВА, 18 июня. /ТАСС/. Стандарт "Специалист в области семейного воспитания" для сотрудников детских домов, который разрабатывает благотворительный фонд "Арифметика добра", будет вынесен на общественное обсуждение в конце июня, сообщил ТАСС один из разработчиков стандарта, директор направления по взаимодействию с органами власти благотворительного фонда "Арифметика добра" Владимир Кабанов. Разработка нового стандарта началась в декабре 2017 года. Профстандарт предполагает, что специалист в области семейного воспитания может работать как в детском доме, так и в частных детских садах и в семьях. Специалист должен иметь высшее или среднее образование в области социальной сферы или образования, а также пройти обучение по программе профессиональной подготовки "семейное воспитание" или "специалист в области семейного воспитания". Главной задачей специалиста в области семейного воспитания должна быть реабилитация детей и подготовка их к возвращению в кровную или устройству в новую семью, а также подготовка к созданию собственной семьи. Также в задачи сотрудников в сфере семейного воспитания должны входить обязанности по формированию у детей потребностей к труду и социально-бытовых навыков, организация их жизнедеятельности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание. "Мы хотим в конце месяца уже полностью подготовленный проект вынести для всенародного обсуждения. Во время обсуждения все заинтересованные граждане смогут заходить на сайт и давать свои рекомендации, делать замечания и предложения", - отметил Кабанов. Зачем нужен профстандарт Основной документ, которым сегодня руководствуются учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это принятое в 2014 году соответствующее постановление правительства №481. Согласно документу, проводится реорганизация детских домов: проживание детей теперь организовывается по принципам семейного воспитания в небольших группах, а помещения перепланируются по квартирному типу. По словам Кабанова, несмотря не переориентацию детских домов на воспитание по семейному принципу, в России до сих пор не прописаны никакие стандарты деятельности в области семейного воспитания. "А семейным воспитанием много кто сейчас занимается. Например, есть частные детские сады, где организуются группы по пять-шесть человек, в детских домах группы не должны превышать восемь человек. И воспитатель, который занимается работой с этими детьми, должен руководствоваться принципами семейного воспитания, потому что у него главная задача - определить ребенка в семью: или вернуть в родную, или в замещающую, или подготовить к своей будущей семье", - отметил Кабанов. Авторы профстандарта учитывали не только международный опыт в области семейного ухода, но и мнение приемных родителей. Так, по мнению опрошенных фондом приемных родителей, специалист в области семейного ухода должен обучать детей не только бытовым навыкам и гигиене, но и финансовой грамотности, этикету, социализировать их, обучать целеполаганию, рассказывать о своих правах и в целом организовывать воспитательную работу с учетом индивидуальных потребностей ребенка. Мнение эксперта Директор Социального центра Святителя Тихона Александр Гезалов, который много лет посвятил проблемам детей-сирот в России, считает, что внедрение профстандарта будет действенным только тогда, когда в систему придут молодые специалисты. "Конечно, стандарт нужен, но на мой взгляд нужно сначала посмотреть на профессиональную составляющую, материальное обеспечение и статус работников детских домов. Он низкий, работа низкооплачиваемая", - сказал ТАСС Гезалов. По мнению эксперта, очень важно, чтобы сотрудники детских домов имели профильное высшее образование в области образования или социальной сферы. "Выше 70% сотрудников детских домов - люди, не имеющие к этой сфере отношения, например, бывшие сотрудники общепита, военные. Я проехал по многим регионам, посмотрел на сотрудников - в основном это женщины, которым за 50. Как применять стандарт к людям, которые не имеют профессиональной принадлежности?" - отметил собеседник агентства. Эксперт подчеркнул, что зачастую даже сам директор детского дома не имеет профильного образования, а без этой образовательной основы не может развиваться траектория дополнительного образования. "Часто работники уже "выгорели", не имеют супервизии. Я посетил несколько детских домов за Уралом, директору детского дома лет под 70, как часто в детских домах бывает. Чтобы повысить компетенции, знания и навыки нужны и финансовая составляющая, и понимание учреждениями их конечной цели, для которой они работают", - сказал Гезалов. А конечной целью, по его мнению, является качество выпускника детского дома, понимание того, какие компетенции и навыки есть у ребенка при выходе из детского дома. "Они должны работать на качество выпускника детского дома. Этого сегодня нет. Пока не будет кадровой ротации, молодых горящих глаз - все эти стандарты будут работать с опозданием", - резюмировал собеседник агентства.