Раннее развитие ребенка — повод вытянуть из вас деньги: честная колонка мамы
Вокруг раннего развития продолжаются споры. Эта мама уверена: оно способно принести малышу больше вреда, нежели пользы. И вот почему. Виктория Максимова — не просто читательница «Летидора», она активно высказывает свое мнение по вопросам воспитания детей, так как сама растит двоих маленьких сыновей и серьезно увлекается детской психологией. Сейчас семья Виктории живет в Великобритании, где дети идут в школу уже с четырех лет. Сегодня мама мальчиков расскажет нам о том, почему она против раннего развития. Виктория Максимова Любая мама мечтает о самом лучшем для своего ребенка. И это желание делает ее прекрасной жертвой для наживы. Все норовят ее убедить, что с самого рождения она должна развивать ребенка, иначе будет катастрофа и он останется глупым. И это превращается в гонку под названием «Кто быстрей, тот лучшая мама». В суете этой гонки родители даже не успевают остановиться и подумать, нужно ли это их семье, их ребенку. Сейчас у детей с 6 месяцев от роду уже по 2-3 занятия в неделю: они слушают музыку, поют, танцуют, даже пытаются читать, угадывая слова на карточках. И любая мама мечтает, что ее ребенок начнет говорить или читать раньше всех. А она сможет погладить себя по головке, приговаривая: «Умница, ты родила гения!» Бедный малыш становится жертвой целой мафии во главе с собственными родителями. Все вокруг так и норовят научить его всему и сразу. И если твой малыш еще не научился читать в четыре года, ты начинаешь задумываться, а нет ли у него отклонений. Если вы один из таких родителей, присядьте на минутку и ответьте себе на вопрос: зачем это вашему ребенку? Что изменится в его жизни, если он начнет, например, читать в семь лет, а не в четыре? Неужели за эти три года он прочитает что-то особенно важное? А даже если сможет, он все равно не поймет смысла прочтенного. О преждевременном обучении в школе Американские научные исследования показали, что дети, которые начали заниматься под присмотром учителя с пяти лет, не отличались от детей, начавших обучение в семь лет. Более того, у них было больше эмоциональных проблем в старшем возрасте. В Англии дети идут в школу в четыре года. В пять лет уже считают и начинают читать. В школе они находятся с утра до трех часов дня. Но в результате уровень академических знаний среднего английского у старшеклассника ниже знаний его русского сверстника. Более того, русские мамы, живущие в Англии, так переживают, что их дети что-то упускают, что по субботам водят детей в русскую школу. Я принципиально этого не делаю и раньше семи лет не собираюсь учить сыновей чтению на русском. Я бы и английскому не стала, если бы это было возможно. Водить детей в школу мы обязаны по закону, за пропуски положены денежные штрафы и запись на учет в социальную службу. Большинство родителей это устраивает, так как они уверены в пользе раннего развития. А тем, кто сомневается, просто удобно, что ребенок в школе весь день, а они могут в это время работать, например. В общем, ситуация, можно сказать, безвыходная. Только если ты не решил рискнуть и поспорить с государством. Еще в 2007 году в Великобритании обсуждалась возможность перехода на обучение в школе с семи лет. Издание The Telegraph публиковало статьи психологов и педагогов, убежденных во вреде раннего детского образования. Но с тех пор ничего не сдвинулось с места. Тем не менее психологи всего мира убеждены, что семь лет — важный рубеж в жизни и развитии ребенка. Именно с этого возраста ребенок начинает думать по-другому и воспринимать себя по-другому. Точнее говоря, в семь лет дети приобретают более четкое и отдельное ощущение самого себя, которое дает им возможность лучше понимать свои ошибки и принимать полезную критику. Мозг проходит критическую ступень развития, и он становится готов к восприятию информации в формальной обстановке вроде обстановки в школе. Обучающие занятия до семи лет в системе четкой структуры и оценки результата деятельности ребенка знакомят его с понятиями успеха и поражения раньше, чем он способен это понять. Мозг маленького ребенка запрограммирован на другой вид обучения — на игру. Ребенку нужна только игра плюс тепло и внимание его близких. Мои сыновья — билингвы, старший сын сначала заговорил по-английски, причем с задержкой. Паниковали все, кроме меня. Представьте шок русского общества, когда ребенок отвечал на русские вопросы по-английски. Все мне твердили, чтобы я отдала его в русскую школу. Мы сделали проще: провели полтора месяца в России в гостях у бабушки, не занимаясь ничем развивающим, только играли, гуляли, общались с другими русскими детьми. Результат: за полтора месяца ребенок заговорил на русском языке полными предложениями. Об игре В любой хорошей книге по детской психологии вы найдете раздел, посвященный важности игры. Игра должна преобладать в жизни ребенка как минимум до семи лет. В ней он может научиться всему без структурированных занятий. Кроме того, не раньше семи лет ребенок может играть в игры по правилам. Раньше он не может осознанно выполнять правила. Тема детской игры бездонна как детское воображение. В ней можно раскрыть все таланты ребенка, научить его проживать свою жизнь, как хочет именно он, планировать ее самостоятельно. Например, дети, которые играют в режиссерские игры с трех до шести лет, в более старшем возрасте без труда пишут школьные сочинения, любят читать книги, способны проявить свои таланты в области искусства. Основная задача ребенка до семи лет — в игре найти себя и стать личностью, пусть маленькой, еще совсем незрелой, но уверенной в себе и цельной. Представьте теперь, если вы заберете у ребенка эту возможность, чему можно научить человека, не понимающего, что он любит и хочет. Самое страшное, что среди нас много взрослых, которые так и не поняли, что они хотят, где их призвание. Психологи утверждают, что дети, «отыгравшие» до семи лет все ступени игр, будут без труда сами учиться в школе, самостоятельно и без особого контроля родителей. Кроме того, по их мнению, игра и есть единственный инструмент развития ребенка в этом возрасте. Что же делаем мы, когда не даем ребенку играть, ведем его на занятия, стараемся дать ему все как можно раньше? Мы не даем детям возможность заложить фундамент и приступаем сразу к строительству дома на сырой земле. В итоге их знания уже скоро дадут трещину и не будут носить продолжительный характер, не будут развиваться. Далее, уже в старших классах, ребенок сам не понимает, кем же он хочет быть во взрослой жизни. Он вроде бы все умеет, талантлив в нескольких направлениях, а что с этим делать? Чего хочу именно я? О чтении Родители гонятся за ранним развитием, потому что также не могут быть самостоятельными в принятии решений. Они смотрят на других взрослых, которые водят детей с одного развивающего занятия на другое, и чувствуют себя несостоятельными родителями. Всеобщий ажиотаж сбил их с толку. А тем временем спросите своих родителей, с какими знаниями они шли в школу. Тогда не было дошкольной подготовки, в школы дети шли в семь лет, даже не зная букв. Тем не менее из них выросли ученые, литераторы, врачи, педагоги. В общем, люди неглупые, как ни странно. Обучение ребенка чтению в раннем возрасте губительно сказывается на способности воспринимать ту информацию, которую он получает из этой книги. Доказано, что, если ребенок начинает читать раньше, чем понимает смысл того, что он читает, он может потерять способность воспринимать информацию из печатного текста навсегда. В результате «смотрю в книгу, вижу фигу». Вроде бы он читал, а смысл усвоить не может. Хотелось бы, чтобы родители осознанно подходили к выбору метода обучения и развития своего ребенка. Возраст до семи лет по праву называется «нежным», так как ребенок в этот период нестабилен и очень чувствителен. Помните, что есть два абсолютно бесплатных и доступных всем родителям метода развития ребенка в этом возрасте — это любовь и игра. Фото: Shutterstock.com Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!