Маленький партизан. Почему ребенок не начинает говорить?

Родители всегда переживают, когда их ребенок совсем не говорит, а его сверстники уже болтают вовсю. Семейный психолог и мама 11 детей Екатерина Бурмистрова рассказывает, как разобраться в причинах молчания и принять меры: – Если в 2 года ребенок выражает свои желания, используя жесты и мимику, лучше показать его сначала логопеду, а потом психологу и неврологу. Зачастую оказывается, что помощь врачей ребенку не нужна, у него просто нет мотивации разговаривать. Ведь родители его и без слов понимают, исполняют любой каприз. И тут надо создать условия, чтобы малышу волей-неволей пришлось изъясняться. Побуждайте к голосовому общению. Мягко, но настойчиво просите вслух объяснять, чего малыш хочет. Задавайте больше уточняющих вопросов. А сами постарайтесь говорить меньше. Когда мама практически не умолкает, у ребенка точно не возникнет желания включиться в диалог. Приучайте к социуму, но постепенно. Многие дети начинают говорить, когда попадают в детский сад, но некоторые, напротив, сильнее замыкаются в себе, слова из них не вытянешь. Поэтому лучше сначала походить вместе на развивающие занятия, в небольшие группы. С 1,5 лет малышу уже нужно общаться со сверстниками. Находясь среди детей, он быстро смекнет, что надо как-то изъясняться, чтобы с ним играли и дружили. Предлагайте вместе читать и разучивать стишки, скороговорки, потешки. Даже если ребенок не хочет их повторять за вами, не отступайте. Он их все равно запоминает и рано или поздно озвучит. Некоторым малышам нравятся песенки, они тоже помогают снять словесный барьер. Контакты крохи с гаджетами и телевизором сведите до минимума. Визуальная информация очень сильно тормозит речевое развитие, потому что не стимулирует ребенка к активному общению. – По нормам, установленным еще в советское время, к 2 годам малыш должен говорить фразами, – говорит логопед с 40-летним стажем Наталья Пономарева. – Но по статистике лишь 10% современных детей им соответствуют. Остальные произносят отдельные слова и междометия: «мама», «дай», «да», «нет», «би-би», «ням-ням» и т.д. И тут нет повода для беспокойства. Однако в этом возрасте всем детям без исключения желательно побывать у логопеда. Он определит, нет ли нарушений в работе артикуляционного аппарата, понаблюдает, как кроха реагирует на обращенные к нему вопросы и просьбы... С 5 лет логопедическую помощь можно получить в детских садах, а потом в школах.

Маленький партизан. Почему ребенок не начинает говорить?
© ИД "Собеседник"