Музыкальные жанры, которые мешают школьнику делать уроки
Если ваш ребенок привык делать уроки под музыку, тогда эта статья для вас.
Музыка — это не просто дополнительный шум, а очень активный участник жизни. И она, безусловно, оттягивает на себя внимание, независимо от жанра и громкости. Каким мелодиям отдавать предпочтение и стоит ли вообще делать домашние задания в музыкальном сопровождении?
Мы обратились за пояснениями к Анне Бутурлиной, ведь она, как истинный музыкант, в музыке буквально живет. Но, как мама двух дочек, старшая из которых, 12-летняя Евдокия, учится в школе, Анна следит, чтобы музыка не мешала. В том числе и урокам.
Песни на родном языке
Песни со словами доставляют больше всего проблем. Так или иначе, текст отслеживается нашим сознанием — мы проговариваем его про себя, мысленно или даже вслух подпеваем любимому исполнителю.
Но мозг ребенка не натренирован полноценно контролировать сразу два речевых потока — внешний и внутренний.
Поэтому, решая задачи или делая задания по русскому, можно запросто совершить ошибку.
Например, вставить вместо нужного слова строчку из песни.
Мой собственный опыт свидетельствует: на уроки под русские песни моя дочь тратит намного больше времени, чем когда занимается в тишине.
Рок
Несмотря на любовь подростков к этому направлению, рок скорее препятствует вдумчивому и быстрому выполнению домашних заданий, чем способствует.
А все потому, что он слишком бодрит и мешает сосредоточиться.
Сложные ритмы и частая смена темпов, громкое, агрессивное звучание, наличие смысловой нагрузки в текстах — все это отвлекает от уроков.
Могу утверждать это с полной уверенностью, потому что испробовала на себе. Я люблю рок и, находясь за рулем, ставила сложные музыкальные произведения, в том числе и этого жанра. Они настолько мешают вести машину, что создается опасная ситуация на дороге.
Рок-музыка оказывает влияние на человеческий организм, расшатывает нервную систему — психическое возбуждение растет, спокойный настрой сходит на нет. Возникает желание двигаться, проявлять активность. В то время как для учебы, наоборот, нужны усидчивость и внимательность.
Примитивная музыка
До определенного возраста дети не умеют разделять музыку на плохую и хорошую.
Поэтому задача родителей, как людей взрослых и имеющих сформировавшийся вкус, давать им ориентиры: подсказывать, что способствует их развитию, а что — нет.
На мой взгляд, бывает музыка с очень примитивными текстами и мелодиями. То есть наравне с песнями, которые повышают интеллектуальный и духовный уровень человека, крутятся и довольно поверхностные треки. Они, как принято говорить у нас дома, размягчают мозг и совершенно не способствуют развитию.
Такую музыку стоит сводить к минимуму: она абсолютно точно не воспитывает детей, а только засоряет их головы.
Другой вопрос, что ребенку мамино мнение бывает неинтересно. Например, моя 12-летняя дочь Евдокия любит музыку, которую я не слушаю. И запреты тут не работают. Не старайтесь что-то навязывать: можно только мягко предлагать, постоянно повторять и указывать ребенку на то, что есть еще что-то, кроме его увлечений. Что мир гораздо шире и музыка бывает очень разной.
Со временем, я думаю, это даст плоды.
Классика
Принято считать, что классика «всему голова» в развитии музыкального вкуса. Но на деле музыка не может решить все проблемы, не может влиять на характер.
Необязательно ребенок, слушающий классику, вырастет распрекрасным человеком и гармоничной личностью. В то же время она на подсознательном уровне позитивно влияет на организм.
Но тут важно понимать, что релакс и сосредоточенность на домашних заданиях — это разные вещи.
Если вы не хотите, чтобы ребенок засыпал над учебниками или погружался в мечтания, то лучше ставить классическую музыку уже после выполнения уроков.
Джаз
Мягкое, обволакивающее звучание, тонкие переливы, многогранность инструментальных партий — это идеальная музыка! Один мой хороший друг утверждает, что, слушая мои джазовые записи, он настолько успокаивается, обретает покой и гармонию, что его сердечная аритмия проходит.
Но джаз джазу рознь. Авангардные джазовые произведения довольно сложны гармонически и ритмически. Даже мне сложно воспринимать такую музыку: необходимо сосредоточиваться во время прослушивания, чтобы не упустить нить мелодии, например.
Сочетать такой уровень внимания к композиции с выполнением домашней работы нереально.
Никакого фонового «мурлыканья» тут не получится. Музыка, безусловно, влияет на поведение ребенка и на его сосредоточенность на выполнении домашних заданий. В нашем доме не принято делать уроки под музыку: она только мешает.
Важно, чтобы родители участвовали в жизни своих детей, следили за тем, что их интересует, и помогали делать правильный выбор в пользу счастливого будущего.