Войти в почту

Старшая мать и покупка ребёнка: обычаи чувашских язычников

В Татарстане, по различным оценкам, живут около 15 тысяч язычников.Сберечь древнюю языческую культуру удалось чувашам, живущим в Аксубаевском районе. Из 37 тысяч населения чуваши там составляют 15 тысяч. Предположительно, в районе живёт 3000 некрещёных чувашей. Чтобы жили дружно Туй (свадьбу) практичные чуваши играют осенью, после того, как окончены полевые работы. Невеста наряжается в платье, на голову надевает тухью - округлый головной убор, сделанный из одного-двух слоёв холста и украшенный бисером, серебряными монетами. Невеста трижды сбрасывывает с себя платье, как бы решая свою судьбу. Через плечо жениха перекинуто вышитое полотенце - подарок невесты. В руке у жениха обязательно должна быть нагайка. Ею он трижды ударяет в доме невесты подушку, уложенную в красном углу. Если подушка при этом не порвётся, жизнь пары сложится счастливо. Роды проходили зимой в избе, летом - в бане. Считалось, что душу новорождённому даёт «пирешти» (дух). Чуваши верят, что характер повитухи, перерезающей пуповину младенца, может передаваться ребёнку. Если роды тяжёлые, на помощь матери приходит отец. Он должен развязать узел, творя молитву, осторожно перешагнуть через супругу, вкладывая сострадание. Новорождённого принимает не мать, а её подруга, которую она выбрала. Её назовут «старшая мать». Она первая кормит младенца грудью, становится самым почитаемым в семье человеком. Когда ребёнок вырастет, он будет дарить ей подарки. Магическое значение приписывали последу. Существует целый обряд, направленный на то, чтобы скрыть и спрятать плаценту. Бывало, что её прятали в землю на чердаке, чтобы дети не разъезжались от родителей. Пупок считался проводником между душой и телом. Пуповину всегда старались сохранить. Пуповины детей собирали, чтобы дети жили дружно. Чуваши-язычники устраивают жертвоприношение духам в честь новорождённого. Знахарь липовой палочкой разбивает над головой младенца два сырых яйца и, оторвав голову петуху, выбрасывает её за ворота, как угощение злому духу, чтобы дитё не болело. За ворота выбрасывается хмель, чтобы ребёнок рос здоровым. Держа малыша перед очагом, знахарь бросает в огонь соль, заклиная злых духов и прося их удалиться прочь. Поиски души Когда случается, что в семье нет детей или они умирают, исполняется обряд «купли-продажи ребёнка». Детей брали из многодетных малообеспеченных семей. Односельчане всегда относились к этому с одобрением. В открытое окно устанавливают хомут, перевёрнутый низом вверх. Под окно подходит «покупатель» и просит продать дитя. Из избы мать передаёт своего ребёнка сквозь хомут. Эта сцена символизирует роды. Бездетный отец принимает малыша и расплачивается. Если ребёнок родился недоношенным, совершается обряд «поиск души». Одна женщина берёт ковш, другая - сковороду, третья - печную заслонку, и все вместе они отправляются «на поиски души». Одна поднимается на чердак и просит душу у «Асло Туро» (Верховного бога). Вторая выходит на двор и зазывает «Сьер Турри» (Бога земли), «Шыв Турри» (Бога воды), «Ворман Тури» (Бога леса), «Тюбе Турри» (Бога небес). Третья спускается в подпол, обращается к «шуйтану» (чёрту). Так юный чуваш входит в многокрасочный мир язычников. Использованы материалы и фото книги Николая Сорокина «Свети, мой Млечный путь».

Старшая мать и покупка ребёнка: обычаи чувашских язычников
© АиФ Казань