Войти в почту

9 способов скорректировать трудное поведение ребенка с СДВГ дома и в школе

Практические рекомендации для учителей и родителей. Колумнист «Летидора» Роман Савин написал для «Летидора» новую статью, в которой дал подробную инструкцию, как родителям СДВГшек выстраивать коммуникацию в школе и как учителям справиться с поведением «непоседливых» детей. Эта статья является продолжением темы о детях с СДВГ в школе. Роман — преподаватель, профессионально обучает тестированию программного обеспечения. В качестве хобби Роман многие годы изучает проблемы социальной адаптации детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. В первую очередь, из личного интереса, ведь эта проблема знакома Роману не понаслышке. Роман Савин Вот что я хочу донести до родителей СДВГшек. Никому, кроме нас, нет дела до наших детей. Если мы не будем бороться за них, то школа их искалечит, исковеркает и выплюнет во взрослую жизнь, где совсем другие ставки и другая плата за ошибки. И отвечать за последствия будет не учитель, который из-за незнания или профнепригодности подрезал ребенку крылья, а мы и наши дети. Поэтому, мы, родители, должны сделать все, чтобы: 1.Помочь нашим СДВГ детям адаптироваться 2.Получить полезные знания 3.Лучше понять себя 4.Приумножить самооценку и уверенность в своих силах Если нет возможности перейти на домашнее обучение или записать СДВГ ребенка в хорошую альтернативную школу, то родитель СДВГ ребенка может проактивно работать с учителем обычной школы. Оправдание учителя: «Почему я должен уделять особое внимание одному ребенку в классе?» идет вразрез со всеми принципами педагогики. Индивидуальный подход к ученику — это обязанность учителя. Вот практические рекомендации, которые уже сегодня можно внедрить в любой школе, чтобы облегчить существование для всех: СДВГ детей, их родителей, учителей и одноклассников. 1. Помогите учителю разобраться в сути СДВГ и особенностях СДВГ-детей.Я рекомендую две книги, написанные легким языком: «Дети-тюфяки и дети-катастрофы» Екатерины Мурашовой и мою - «СДВГ Лайф или Записки из непоседского дома». Вот вещи, которые учитель должен понять в первую очередь: а. СДВГ — это расстройство. Расстройство мотивации, самоорганизации, саморегуляции, менеджмента времени, восприятия информации, решения задач, социальной адаптации. Иными словами, СДВГ — это букет вещей, которые не дают ребенку полноценно и продуктивно участвовать в академических и социальных аспектах школьной жизни, даже если он сам того искренне желает. б. Свойства СДВГ и их проявление не являются вопросом воли ребенка. Есть точка зрения, что СДВГ передается с генами и представляет собой особое устройство мозга в котором супер-слабость невероятном образом переплетена с супер-силой. Ребенок с СДВГ нуждается в помощи, чтобы уметь совладать с этими обеими сторонами своей личности. Учитель должен понять следующую аналогию: ребенок с СДВГ похож на хромого человека. Крики, упреки, угрозы и наказания хромому не помогут. Хромому помогут костыли и терапия. В случае с СДВГ, костыли — это, в первую очередь стимуляторы, а терапия — это помощь ребенку: чтобы тот научился функционировать со своими слабыми свойствами (например, отвлекаемостью, скукой от рутины, проблемами с мотивацией, неорганизованностью и т. д.) и чтобы направить в продуктивное русло его сильные свойства (например, творческий потенциал, нестандартное мышление, гиперфокус, пассионарность и т. д.). в. Успеваемость и поведение СДВГ ребенка напрямую зависят от следующих факторов: внешней мотивации, устройства учебного процесса, ясности в инструкциях, доверия к учителю, соотношения скучного и увлекательного, уровня кооперации учителя, практичности заданий. г. Если учитель решит помочь СДВГ ребенку, то последний с радостью пойдет на сотрудничество. Легко не будет, так как это работа и для учителя и для ученика. Но в результате этой работы формируется будущее, в котором человек с СДВГ сможет жить полноценной жизнью. 2. Любому ребенку необходима физическая активность. Перед началом школьных занятий нужно отвести детей в спортзал или на улицу. Пусть они попрыгают, побросают мяч, пробегутся, покрутятся. Пусть они побесятся и выплеснут энергию. И, кстати, дело не только в сливе энергии — физическая активность включает мозг. В одной из школ Северного Онтарио провели эксперимент: 25 трудных подростков обязали делать интенсивные физические упражнения каждый день перед началом занятий. В результате количество кратковременных отстранений от уроков снизилось с 95 в предыдущем семестре... до 5. Врач Джон Дж. Рэти (John J. Ratey), который провел этот эксперимент, был настолько потрясен его результатами, что поставил целью своей жизни введение в школах утренних физических упражнений. Во время каждого время урока должна быть хотя бы одна передышка — буквально пара минут, когда дети могут встать из-за парт, потянуться, размяться, попрыгать. 3. СДВГ детям нужно чем-то заниматься параллельно уроку. Для этого используются фиджеты. Например, а.Вместо того, чтобы ребенок качался на стуле, на стул можно приделать резинку, которую ребенок сможет растягивать непоседливыми ногами. Использование резинки должен контролировать учитель, чтобы она не была снята и использована для шкоды. б.Разрешить ребенку что-то вертеть в руках, например, Fidget Cube. 4. Учитель должен понимать принципы позитивного и негативного подкрепления. Классика жанра на эту тему — книга Карен Прайор «Не рычите на собаку». Позитивное подкрепление предпочтительнее. Похвала, доброе слово, улыбка, — сказанные учителем к месту, делают чудеса, которых никогда не достичь наказанием, замечанием, укором. 5. Дисциплине в классе помогают краткие и ясные правила. Правила должны быть написаны крупным шрифтом и висеть на видном месте. Учитель должен пройтись по этим правилам вместе с СДВГшкой и удостовериться, что ребенок их понял и принял. Учитель может заключить с учеником Договор о поведении (Behavioral Contract). В Договоре кратко и ясно излагаются правила поведения в классе, награды за хорошее поведение и наказания за плохое. 6. И замечания и похвала должны сразу же следовать за действием СДВГшки в классе.Ребенок с СДВГ зависит от внешних стимулов и коррекция либо подтверждение поведения должны происходить немедленно. Если правило нарушено, например, ребенок выкрикнул с места, то учитель должен тут же отреагировать: поднять брови и/или округлить глаза и/или сказать: «У нас ведь есть договор, помнишь?». Замечание нужно делать в спокойной, деловой форме и, по возможности, с юмором, а похвалу — эмоционально и вдохновляюще. Учитель СДВГ ребенка должен не скупиться на похвалу. С другой стороны, язвительность, унижение, любое издевательство над самооценкой ребенка не допустимы совершенно. СДВГшка нуждается в коррекции поведения (негативное подкрепление) или похвале (позитивное подкрепление) чаще, чем другие дети. Для нейротипичного ребенка работает разбор полетов после урока. Для СДВГшки работает оперативная реакция в ответ на его нежелательное поведение или успех. Учитель должен заранее проработать свои реакции на те или иные выходки СДВГшки. 7. Выкрики с места можно регулировать, если дать ребенку маленькую белую доскуна которой тот сможет написать маркером ответ или комментарий. Когда ребенок хочет ответить или прокомментировать, он поднимает доску над своей головой. Эта система работает и для всего класса. Вместо поднятых рук, дети пишут на своих досках ответы и после того, как подняты все доски, ученик с правильным ответом встает с места и объясняет всему классу, как он пришел к правильному ответу. 8. В первые недели начальных классов учитель должен отдать приоритет внедрению четких и ясных правил поведения,а не академическим делам. Это делается не только для СДВГшки, но и для всего класса. 9. Специально для СДВГшки учитель может заполнять ежедневные карточки поведения (Daily Behavior Report Cards). Такая карточка заполняется и отсылается родителям СДВГшки каждый день. Таким образом, ребенок получает негативное и/или позитивное подтверждения ежедневно, и видит в чем он успевает, а в чем нет. Кроме этого, такой способ позволяет держать родителей в курсе происходящего и предпринимать шаги по устранению нежелательного поведения до его эскалации. Все практические рекомендации, о которых я сегодня рассказал, уже воплощены в жизнь. Ваша школа может быть следующей. Было бы желание! В настоящий момент Роман работает над созданием аудиоверсии своей книги «СДВГ Лайф». Если у вас есть желание и возможность поддержать его, сделать это можно вот здесь. Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал

9 способов скорректировать трудное поведение ребенка с СДВГ дома и в школе
© Letidor.ru