Дошкольные финансы: нужно ли приучить малышей к деньгам

Министерство просвещения РФ и Банк России представили Программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа обучения воспитанников детских садов началам финансовой грамоты разработана в рамках подписанного в 2017 году соглашения между Министерством образования и науки России и Центральным банком РФ о сотрудничестве в сфере повышения финансовой грамотности на всех уровнях образования (от детского сада до вуза). Соглашением предусмотрено постепенное внедрение курса финансового просвещения в учебные программы образовательных заведений. В 2018–2019 гг. в ряде детских садов, равно как школ и вузов, запускаются пилотные курсы, для остальных учреждений освоение новой программы пока носит не обязательный, а рекомендательный характер. Детские сады могут начинать обучать своих воспитанников с начавшегося учебного года, благо программа размещена на созданном ЦБ просветительском портале fincult.info. Объективная реальность и суровая необходимость А нужно ли вообще приучать малышей к деньгам и финансам? Многие поспешат возразить, ссылаясь на то, что счастливое детство не должно быть омрачено и опошлено ничем чем меркантильным. На самом деле, подобная позиция отнюдь не столь чиста и благородна, как пытаются думать ее апологеты. Боле того, она зачастую идет вразрез с интересами самих детей, живущих отнюдь не в вакууме или сказочной стране. Уровень финансовой грамотности населения России, объективно говоря, невысок. Более того, исследования последних лет показывают, что очень многие граждане и сами считают себя не шибко грамотными в финансовом отношении. Так, в недавнем опросе Высшей школы экономики немногим менее 20% респондентов оценили свои знания на единицу, а более четверти — на двойку. «Троечников» набралось 41%, «хорошистами» считают себя 12%, а «отличниками» — лишь 1% опрошенных. Конечно, финансовая грамотность россиян мало-помалу становится выше, но пока как-то слишком помалу. Показательны также ответы еще на один вопрос исследования ВШЭ: «Насколько далеко вы смотрите при планировании своих затрат и сбережений?». Выяснилось, что только 15% опрошенных планируют свои финансы более чем на год. 21% респондентов рассчитывает на один – три месяца, а 27% не заглядывают вперед далее месяца. И всего 1% строит финансовые планы на 10 и более лет. К слову, весьма любопытно, кто входит в этот самый один процент. Преуспевающие бизнесмены? Чиновники высокого ранга? Или наоборот – учителя, врачи, инженеры? Прямые следствия недостаточной финансовой грамотности – огромное число жертв «финансовых пирамид», неумение многих жить по средствам, глубокая задолженность и банкротства. Список можно продолжать. В общем и целом, картина складывается удручающая. Тем более что у многих из тех, кто принимал участие в опросе, да и не только у них, подрастают дети. С большой долей вероятности их познания в мире финансов также оставляют желать лучшего. В общем-то, дело не только в недостатке знаний у родителей, но и в их жизненных установках. До сих пор некоторые родители, опасаясь, что их ребенок вырастет с убеждением, что деньги решают все, в общении с ним стараются вообще не касаться денежной темы. В итоге вырастает абсолютно безграмотный в финансовых вопросах человек, совершенно беспомощный во взрослой жизни. Он не умеет зарабатывать деньги, не в состоянии ими разумно распорядиться. И в том же ключе воспитывает собственных детей. И что – так до бесконечности? Но ведь так ни одно государство не выживет – его в конце концов «проглотят и даже не подавятся» экономически грамотные и проактивные улыбающиеся соседи. Когда начинать? С какого возраста ребенок может воспринимать элементарные экономические знания? Некоторые эксперты рекомендуют начинать уже с двух – трех лет. Возможно, это несколько рано, но с пяти лет – точно пора. Разумеется, уровень подготовленности детей разный, но, как показывает практика, в старших группах детсада ребятишки уже разбираются в таких понятиях как цена, банковская карта, доход. Конечно, в пять лет о знаниях в полном смысле этого слова говорить не приходится, речь лишь о базовых элементах или даже предпосылках экономического воспитания. Сложно представить себе, что ваш крошка-сын, не выговаривающий еще несколько букв, вдруг всерьез начнет рассуждать об эмиссии, волатильности и инфляции. Но дошкольника вполне можно познакомить с самой концепцией денег — проще говоря, что такое деньги и зачем они вообще нужны. Ему будет интересно узнать, что было, когда не было денег и как они появились. С ним можно поговорить о значении различных монет и банкнот. Можно объяснить, что деньги используются, чтобы покупать необходимые продукты и вещи. Можно рассказать о том, как зарабатываются деньги, о богатстве и бедности. Все дети – и маленькие, и постарше – задают родителям массу вопросов. И о деньгах тоже. Ни в коем случае нельзя уходить от ответа. Следует воспользоваться этой возможностью и доходчиво все разъяснить ребенку. Конечно, ваши ответы должны соответствовать возрасту ребенка и уровню его восприятия. Можно и нужно знакомить с ребенка с бережливостью, рациональностью, трудолюбием. В переводе с греческого, экономика — управление домом, хозяйством. Такое определение очень хорошо подходит для целей финансового просвещения на дошкольном этапе. Необходимо воспитывать в детях бережливое отношение к вещам, природе и природным ресурсам и, конечно, к деньгам. Финансовое просвещение необходимо встраивать в систему трудового и нравственного воспитания. В итоге, дети должны прийти к пониманию того, что доход – это результат трудовой деятельности. Уроки финансовой грамотности в детском саду, безусловно, должны проходить в игровой форме. Такой формат – идеальный способ соединить приятное с полезным. Ведь все дети с удовольствием играют – и в куклы, и в дочки-матери, и в прятки. Играют они и в магазин, а это очень удобный повод для знакомства с темой денег. Для урока о современных деньгах Центробанк предлагает использовать распечатанные на плотной бумаге изображения монет, а также прочитать детям «Сказку о деньгах», которая есть в упоминавшейся программе. Все эти игры и столь популярные сейчас квесты помогают решить несколько важных задач. Во-первых, дать детям самые элементарные, первичные экономические знания. Во-вторых, сформировать бережное отношение к деньгам. В-третьих, научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т.д. В-четвертых, подвести детей к пониманию разницы между «хочу» и «надо». Что дает ребенку финансовая грамотность Финансовая грамотность закладывается с самого малого возраста. Если в детстве не сформировалось правильное представление о деньгах, у ребенка может появиться неверное, искаженное представление о финансах. Дети должны понимать, что деньги зарабатываются собственным трудом. Что означает для ребенка быть финансово грамотным? Он умеет экономить деньги, понимает, как правильно ставить финансовые цели – как долгосрочные, так и краткосрочные, как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя, как сформировать бюджет и рационально распределить средства, чтобы хватило на все необходимые нужды, как с помощью современных технологий сохранять контроль над своими деньгами. Наконец, он приходит к пониманию того, что он должен стать единственным человеком, принимающим решения о своих деньгах. Еще раз о роли родителей Возлагать всю ответственность за финансовое просвещение на школы и детсады было бы недальновидно и контрпродуктивно. Научить ребенка правильному обращению с финансами могут только родители и только своим собственным примером. Увы, повторим, не все папы и мамы финансово грамотны. Спросите себя: умею ли я сберегать и копить деньги, разбираюсь ли я в финансовых инструментах, есть ли у меня финансовая подушка безопасности, знаю ли я свои финансовые права? Многие не ведут учет доходов и расходов, тратят больше, чем зарабатывают, берут кредиты один за другим. Если ребенок не получает примера правильного обращения с деньгами, он с большой долей вероятности будет наступать на те же самые «грабли», что и родители. Сколько бы просветительских курсов не прослушал. Посему родителям предварительно стоит самим освоить финансовую грамоту – только это поможет им воспитать у своего ребенка правильное отношение к деньгам. Совсем нелишним будет регулярно проводить планирование семейного бюджета на предстоящий месяц с участием ребенка. Это поможет ему познакомиться ближе с миром личных финансов и получить свой собственный опыт обращения с деньгами. Также взрослый может готовить ребенка к походу в магазин, предупреждать, какие именно будут сделаны покупки. Это не только позволит избежать неловких ситуаций, но и приучит детей к планированию. Если родители сами занимаются бизнесом, хорошо бы им объяснить ребенку, как устроено их собственное дело.

Дошкольные финансы: нужно ли приучить малышей к деньгам
© Ридус