Войти в почту

Учиться с удовольствием. Педагог и мама двух отличников – о семье и школе

У учительницы математики и информатики школы №3 Предгорного района Натальи Злобиной – взрослые сын и дочь, причём оба блестяще окончили школу. В плену у компьютера Елена Панкова, «АиФ-СК»: Наталья Николаевна, в этом году сотрудники минобразования края впервые провёли опрос родителей школьников. Спрашивали в том числе о том, как, по мнению мам и пап, обезопасить наших детей. Наталья Злобина: Думаю, краевое правительство, делает всё возможное для этого. В школах края – кнопки экстренного реагирования, видеонаблюдение, здания огорожены. Но все эти меры не дадут результата, пока мы не научим культуре безопасности детей и родителей. В первую очередь, нужно учить их информационной безопасности. Многие мамы и папы, активные пользователи компьютера, не могут до конца осознать, насколько важно защищать детей от опасного контента соцсетей. Компьютерную грамотность нужно повышать, чаще разговаривать, в первую очередь, с родителями на эти темы. Мне кажется, что регистрация в соцсетях должна быть строго регламентированной по возрасту. То есть детям младше 14 лет там делать нечего. – Какие актуальные вопросы, на ваш взгляд, не задали мамам и папам организаторы опроса? Какая от него польза? – Польза есть. Во-первых, этот мониторинг позволяет очертить круг проблем; во-вторых, посмотреть на ту или иную проблему под другим углом зрения и более широко. Говорить по-китайски – Ваша дочь училась в китайском вузе. Почему его? Там выше уровень, чем в российских заведениях? – Аня закончила Пятигорский государственный университет по специальности «История стран Африки и Азии. Востоковедение, африканистика». Она очень увлечена китайским языком, историей и культурой Китая. Год училась в этой стране, оттачивая язык. Дочь считает: чтобы хорошо узнать язык и культуру, необходимо пожить некоторое время в стране. Поэтому обучение в магистратуре планирует продолжить в Китае. Дочь – патриот своего вуза и мечтает после обучения вернуться назад. Она с большой теплотой отзывается о своих педагогах, восхищается их профессионализмом. Считает, что наши преподаватели, в отличие от зарубежных, не узкие специалисты, а профессионалы «широкого формата». Ещё дочь твердо убеждена, что не стоит стремиться в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Высшие учебные заведения нашего региона ничем не хуже, а в чём-то и лучше. Не вуз определяет успешность студента, а студент приносит пользу заведению, в котором учится. – Ваш сын, как и старшая дочь, отлично учился в школе. Это его личная заслуга? Или больше ваша? – Захар – обычный ребёнок. Его успехи, наверное, отчасти можно объяснить стремлением равняться на сестру. Он мужчина и должен уметь продумывать свои поступки, прогнозировать результат. Поэтому стараюсь научить его ответственности и критическому мышлению. Это, на мой взгляд, тоже способствует стремлению учиться. Конечно, усидчивости Назару иногда не хватает. Я всегда стараюсь помогать детям. В начальной школе этого было больше, а сейчас только по мере необходимости. Если нужны помощь или совет, всегда помогу. Дочь сейчас готовится к госэкзаменам, и я внимательно слушаю историю Китая. Сын сдаёт к ЕГЭ, и тут я выступаю и в роли репетитора, и в роли экзаменатора. Главное, не оставлять ребёнка один на один с его проблемами, а постараться помочь. Только тогда он чувствует себя защищённым и не испытывает чувства одиночества. Не навреди – Что посоветуете родителям, которые хотят, чтобы их дети хорошо учились? – Будет ли ребёнок отличником или нет, не так важно. Ошибка родителей как раз в том, что, стараясь сделать из сына или дочери отличника, они зачастую реализуют свои собственные амбиции. А надо просто научить ребёнка учиться с удовольствием. Ведь он берёт пример с родителей. Если взрослый старается быть партнером ребёнка в учебе, совместно с ним решать какие-либо проблемы, чадо будет стремиться к познанию нового, чувствуя защиту и поддержку. К ЕГЭ надо просто готовиться, причём начиная не с или 10 или 11 класса, а с пятого. Для этого теперь есть все возможности: открытый банк заданий, масса интерактивных обучающих систем, видео уроков, где лучшие педагоги страны помогут в решении любой самой сложной задачи. Госэкзамен уже перестал быть страшилкой для детей. Больше нервничают родители. Недаром минобразования Ставропольского края проводит большую кампанию по разъяснению именно родителям всех вопросов сдачи ЕГЭ. Проводит «круглые столы» с разработчиками ЕГЭ, родительские собрания с приглашением специалистов и психологов. Думаю, в ближайшем будущем родители перестроятся и тоже будут воспринимать ГИА как обычные реалии. И не надо зацикливаться на результатах госэкзамена. Гораздо важнее, чтобы ребёнок вырос порядочным человеком, нашёл себя в этой жизни, был здоровым. – Учительская профессия помогает вам воспитывать родных детей? Или, наоборот, мешает? – Познания в педагогике и возрастной психологии, конечно же, помогают в воспитании собственных детей. Но есть другая проблема. Иногда очень трудно найти сила на своего собственного ребенка, когда целый день воспитывала других детей. Хочется смены деятельности, чтобы отдохнуть. Но даешь себе команду: «Ты же мама» – и выполняешь родительский долг. – Что для школьного учителя сейчас самое сложное: дать знания, подготовить учеников к ЕГЭ, воспитывать современных школьников? Или что-то другое? – Дети всегда остаются детьми. Просто они дети другой эпохи, и к ним нужен другой подход, другие методы, другие технологии в обучении и воспитании. Я, постоянно прохожу курсы повышения квалификации учителей. Сколько новаторских идей и проектов предлагают! Иногда удивляешься, как все просто можно организовать и решить и почему сам до этого не додумался. Можно дать детям знания, можно подготовить к ЕГЭ и воспитать человека, но гораздо сложнее научить применять эти знания в жизни и социально адаптировать. Нам, педагогам, в первую очередь, нужно меняться самим, следовать требованиям современности. По своему опыту знаю, как порой сложно отказаться от авторитарного: «Я сказала так!», заменив его фразой: «А давай рассмотрим рациональность твоей теории!». Своим девизом считаю простую истину: «Не навреди!».