Право на образование. Кто такой учитель для «особенных детей»

Учитель русского языка, литературы и истории Василий Васильев 29 лет посвятил детям. Он - специалист в области олигофренопедагогики - отрасли дефектологии, изучающей проблемы воспитания и обучения детей с ментальными нарушениями. Последние 8 лет он возглавляет «Ханты-Мансийскую школу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», внедряя передовые методы обучения детей с аутизмом и другими патологиями. Он признаёт - чудес не бывает, но всё-таки коллектив его школы делает всё возможное для социализации подопечных. Маленькие победы Екатерина Лосецкая, АиФ-Югра: Василий Николаевич, в нашем обществе бытует мнение, особенные дети - результат асоциальной жизни их родителей, насколько это соответствует действительности? Василий Васильев: Может, раньше, в какой-то мере это было правдой, помню в 2005 году, когда я приходил на родительское собрание, а оно было в субботу, в зале стоял запах перегара. Сейчас такого нет. Например, дети с расстройством аутистического спектра или с синдромом Дауна рождаются даже у здоровых, порядочных и успешных пар. Во многом такие родители помогают нам в работе, хотя чаще всего сердобольные мамы, папы, дедушки и бабушки, наоборот, мешают рабочему процессу. У них слишком развита гиперопека над ребёнком - вплоть до того, что дитю 10 лет, а он не умеет завязывать шнурки. Хотя вполне способен сделать это сам. Ещё родители начитаются советов в интернете и начинают нас учить, как нам воспитывать их ребёнка. Хотя у нас работают не просто педагоги - люди со специальным образованием, закончившие особые педагогические вузы. - Расскажите о специфике работы учителя в школе с «особенными» учениками. - У нас нет такой эмоциональной отдачи, как это бывает в обычных школах, когда твои ученики вырастают и становятся врачами, офицерами, учителями, спасателями, а потом встречаются тебе на улице. Мои нынешние дети никогда не смогут переступить эту невидимую черту, но у нас тоже есть свои маленькие победы, когда мы видим их работающими дворниками, малярами, штукатурами, дорожными рабочими, поварами. Это тоже очень достойные профессии. Чаще всего, у них нет карьерного роста из-за того, что, помимо ментальных нарушений, у ребят множество других патологий, например, детский церебральный паралич, а ещё у таких детей - часто слабая кратковременная память. Каждый раз перед уроком тебе нужно придумать, как преподнести для детей информацию. Ведь образовательные стандарты никто не отменял. У нас в стране считается, что необучаемых детей нет. Это правда, за исключением совсем уж тяжёлых случаев. Там индивидуальный учитель может только взять ребенка за руку и посидеть с ним, но этого недостаточно.

Право на образование. Кто такой учитель для «особенных детей»
© АиФ Югра