Войти в почту

Услышать друг друга. Как создать инвалидам условия для жизни в обществе

В каком именно городе СФО он будет располагаться – ещё не решили. Ну а пока в столицу округа – Новосибирск – съехались специалисты со всей страны, чтобы обсудить проблемы социализации детей с нарушениями слуха. Нужна инклюзия Проблемы со слухом, возникшие с рождения или в раннем возрасте, опасны тем, что в дальнейшем человек утрачивает способность развиваться интеллектуально. Ведь люди мыслят словами. И, если человек не владеет речью, у него не формируется понятийный аппарат, он не может достичь ментального уровня, необходимого для получения среднего и высшего образования. «Мы имеем большую популяцию детей 8–9 лет, которые не владеют речью, подражают животным, – констатирует директор Института детства Московского педагогического госуниверситета Татьяна Соловьёва. – Это – проблема, которую нельзя замалчивать». Татьяна Соловьёва отмечает дефицит образовательных программ для таких детей: «Дети разные, а программа в коррекционных школах – одна. Запросы педагогов на помощь порой не находят ответа». Собственно для этого и нужен ресурсный центр, где будут разрабатывать и апробировать новые технологии работы с детьми, имеющими особые педагогические потребности. В стране уже создано два таких ресурсных центра: для детей, имеющих множественные нарушения здоровья, – в Санкт-Петербурге и для детей с нарушениями зрения – в Москве. Однако, говорит доцент кафедры сурдопедагогики Института дефектологического образования РГПУ им. Герцена Анна Люкина, никакие технологии не помогут без участия общества. Необходимо инклюзивное образование. В школах Санкт-Петербурга есть опыт, когда в классе обычных детей учатся 1–2 ребёнка с нарушениями слуха. «Это даёт им колоссальную мотивацию к работе над речью», – отмечает Анна Люкина. Правда, иногда инклюзия наталкивается на неприятие со стороны родителей обычных детей. И здесь, опять же, нужно воспитывать общество. Страна глухих? Врачи сегодня научились творить чудеса. Одно из них – операция, в результате которой глухой ребёнок начинает различать звуки. Педагоги-дефектологи возлагают на эту технологию большие надежды. Важно только провести вмешательство вовремя и приложить усилия со стороны родителей. Но «сложность в том, что часто родители взаимодействуют с ребёнком как с глухим, несмотря на то, что у него появились слуховые возможности», – сетует директор Института коррекционной педагогики Российской академии образования Альбина Сатаева. Дело в том, что для реабилитации глухих детей, получивших возможность слышать, нужно, чтобы родители овладели эмоционально-захватывающими игровыми действиями. Но многие мамы и папы не способны вовлечься в игру и дать эмоциональную реакцию. А без эмоций нельзя научить ребёнка говорить. И вот это, продолжает директор департамента госполитики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Евгений Сильянов, проблема из проблем. Причём не только для семей, где есть дети с нарушениями слуха. Для всего общества. Взрослые, в частности родители, разучились проявлять эмоции, утратили навыки живого общения, заменив его гаджетами. И это чревато отуплением общества и развитием нравственной глухоты.