Ещё

Принять любого ребенка. Кто такие профессиональные родители? 

Фото: АиФ Казань
Чем профессиональные родители отличаются от приёмных и зачем нужна такая школа, «АиФ-Казань» рассказали председатель региональной общественной организации приёмных семей РТ «Мы вместе!» Наталья Ахметзянова и первая приёмная мама Казани Татьяна Степанова.
Каждому ребёнку — семью
Оксана Бирюкова, «АиФ-Казань»: Татьяна Ивановна, Наталья Викторовна, что такое «Школа профессионального родительства», которая год назад появилась в Казани?
Наталья Ахметзянова: Наша общественная организация объединяет более 150 родителей и 300 детей со всего Татарстана. Наш девиз: «Каждый ребёнок должен жить в семье!», а основная цель — всесторонняя поддержка замещающих (приёмных) семей. «Сердце» нашей организации — Татьяна Ивановна Степанова — сама воспитала троих приёмных детей.
Татьяна Степанова: Обычно внимание направлено на детей, а приёмные родители остаются в стороне. Да, есть Школа приёмного родителя, которая работает с 2012 года. Но одно дело — кандидат в приёмные родители, который ещё учится и многое не улавливает, думает, что у него всё будет по-другому. И другое дело — реалии. Порой родители, взяв ребёнка, оказываются не готовы к проблемам, и самое простое решение, которое им приходит, — отказаться от ребёнка. Если мы не будем готовить родителей к возникающим сложным ситуациям, возрастным кризисам, возвратов будет больше.
Они приходят в нашу школу как на курсы профессионального повышения мастерства. На занятиях родители поднимают актуальные темы: душевные травмы, потери и др. Много внимания уделяется работе с подростками — самому сложному возрасту. Когда мы в первый раз благодаря полученной из бюджета РТ субсидии на поддержку НКО организовали Школу профессионального родительства в 2017 году, мы осознали, насколько важно нашим родителям постоянно обучаться. Важно научить родителей безусловному принятию и любви. Нужно убедить ребёнка, что он нужен и ценен вне зависимости от того, как он учится и что делает.
— Какие методы помогают приёмным взрослым и детям?
Т. И. : Мы научили наших подопечных доверять психологам, социальным педагогам и юристам. Сначала они идут к специалисту всей семьей, а затем психолог решает, кому показана индивидуальная консультация. Дети ходят на терапию в игровую комнату, где они «проигрывают» свои душевные травмы, потому что открыто говорить о том, что ребёнку пришлось пережить до приёмной семьи, не могут. Этому тоже надо учиться.
— Татьяна Ивановна, вы сами, имея опыт воспитания приёмных подростков, не отговариваете родителей брать таких деток?
Т. И. : Я советую родителям серьёзно подумать, оценить свой ресурс. Воспитывать подростков — тяжёлый труд, но плоды вы увидите, когда ребятам исполнится 25-30 лет. Мы очень любим своих детей, и я никогда не поверю, что кровных можно любить больше. У меня, например, одна кровная дочь и трое приёмных. Но если честно, даже с невесткой — женой приёмного сына мы общаемся чаще, чем с дочкой, которая живёт за границей.
Н. В. : Важно учитывать при семейном устройстве детей родительский ресурс. Если у них получается наладить контакт с подростками, можно смело устраивать в эту семью подростка. Другие чувствуют в себе силы принять ребёнка с инвалидностью и так далее.
Профессия — родитель
— Какая поддержка кроме грантов вам оказывается?
Т. И. : После первого выпуска Школы нас поддержал мэр Казани, и нам выделили три квартиры в новом жилом комплексе в Казани. В одной из них поселилась семья, которая взяла на воспитание двух неслышащих мальчиков 9 и 11 лет и двух подростков. Я вам передать не могу, как сейчас они друг к другу привязаны! Родители выучили язык жестов — нет ничего невозможного. К нам приезжала независимый эксперт Европейского союза, чтобы оценить нашу работу по гранту «Моя профессия — родитель», и осталась очень довольна. За год выпускники Школы профессионального родительства взяли 24 сложных ребёнка: подростков, детей с инвалидностью и из многодетных семей.
— То есть родительство может быть профессией?
Т. И. : Все три семьи, которые заселились в выделенные квартиры и взявшие по 4 ребёнка, вынуждены были уйти с работы. И я считаю, что если у родителей есть понимание, что это их призвание — воспитывать приёмных детей, то это может стать профессией. А задача государства — защитить профессионального родителя, создать условия, достойно оплачивать труд родителей, взявших на воспитание таких детей. Пусть у него будет зарплата, пусть он получит статус наравне с воспитателем детского дома, пенсионные гарантии и т. п. Просто назвать его можно по-другому — профессиональный родитель. Эксперт из Москвы рассказывала, что всегда ратовала за коттеджи, как за границей. Но когда побывала у нас, поняла, что самое оптимальное — воспитывать 4-5 детей в обычных квартирах, как большинство людей.
Каждому ребёнку нужна семья. Например, сейчас в наших семьях воспитывается четыре ребёнка-колясочника. Одной девочке сделали операцию, и теперь она ходит самостоятельно. Семья переехала в Московскую область, родителям платят зарплату за воспитание приёмного ребёнка. Так должно быть!
Н. В. : На мой взгляд, у таких семей ещё должен быть отпуск, с предоставлением путёвок хотя бы раз в году. Если у тебя 7 детей, где взять деньги, чтобы поехать на море?
«Общественные внуки»
— Я так понимаю, что и квартир для приёмных семей нужно больше…
Т. И. : Да, квартира — одно из условий, чтобы семья могла взять на воспитание не менее трёх детей со сложной судьбой. Но надо понимать, что это долгосрочное вложение. Профессиональные родители вырастят детей, дальше либо возьмут других, либо освободят место для новых семей. Для государства это выгодно. Мы посчитали: для бюджета экономия на одного ребёнка в год при устройстве его в приёмную семью составляет миллион рублей. А если 12 детей — уже 12 млн! За пару лет эти квартиры окупятся полностью. Наши дети потом поступают в вузы, получают профессию, создают семьи, приносят пользу обществу. За последние годы у 30 выпускников из приёмных семей родились дети. Это наши «общественные внуки».
Н. В. : Чем отличается ребёнок, который живёт в детском доме и в семье? Система в детдоме построена так, что их не приучают к труду. Когда они выпускаются, работать не хотят, создавать семью не умеют, хотят получать блага, как привыкли. А наши родители вкладывают душу, учат их всем необходимым навыкам. Пока нигде термина «профессиональное родительство» нет. Мы пытаемся дать чёткое определение. Но уже сейчас понятно, что это люди социально активные, готовые учиться, решать со специалистами возникающие проблемы. В этом и состоит профессионализм, когда взрослый любого ребёнка может принять и полюбить. Дети — самые грамотные психологи. Если мы открыты для них, они это чувствуют.
Думаем, что профессиональное родительство решит проблему семейного устройства любого ребенка. Важно, чтобы СМИ освещали положительный опыт приёмных родителей, а не раздували единичные негативные случаи. Поверьте, хороших семей у нас намного больше. Верим, что России хватит мудрости продолжить становление института профессионального родительства.
Проекты для замещающих семей
«Играя, учимся жить». Программа рассчитана на детей всех возрастов. В ролевой игре они получают важные навыки, в взрослые могут присоединиться. Многие родители с удовольствием участвуют в игре «Школа», «Дочки-матери». Это помогает строить детско-родительские отношения и спасает от родительского выгорания. Даже папам интересно участвовать в мастер-классах и творческих занятиях. После таких ролевых игр дети начинают больше доверять родителям. С подростками проводятся профориентационные игры. Они знакомятся с разными профессиями, их успешными представителями, выезжают на экскурсии. Кажется, что 14-16-летние дети уже взрослые, но на самом деле они воспринимают всё через игру. Направление для среднего возрастного звена — интеллектуальные игры «Мозговой штурм». Дети с нетерпением ждут старта. Третье направление — дошкольники, для них приготовили занятия по лепке, рисованию и др. «Моя профессия — родитель» даёт возможность подготовить родителей к работе с самыми сложными ситуациями, возникающими с приёмными детьми. Детско-родительская смена «Семь цветов счастья». Проект реализуется при поддержке минобрнауки РТ уже четвёртый год. 150 детей и 50 родителей из замещающих семей неделю отдыхают в детском лагере «Звёздный» в Н. Челнах. В течение недели семьи вместе играют, участвуют в тренингах, спортмероприятиях и др. Такой отдых позволяет сформировать позитивные детско-родительские отношения.
Женский форум
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео