Войти в почту

Что нужно знать прежде, чем ругать ребенка

Воспитание без запретов, конфликтов и выговоров представить себе трудно. Конечно, все родители стараются соблюсти баланс между поощрениями и наказаниями, но взрослым порой трудно быть по-настоящему объективными. Какие вопросы нужно задать себе перед тем, как ругать ребёнка? Вот список-подсказка.

Что нужно знать прежде, чем ругать ребенка
© Детстрана.ру

1. Учитываете ли вы возраст своего чада?

Порой мы ждём от малыша совершенно взрослого поведения: «Ну, неужели так трудно просто немного подождать?!». Представьте себе, маленькому ребёнку на самом деле трудно ждать и оставаться терпеливым. Его физиология и особенности нервной системы просто не позволяют крохе долгое время оставаться на месте. У дошкольников не развита функция прогнозирования - они не в состоянии постоянно, целенаправленно и всерьёз делать что-то сложное ради отдалённого светлого будущего. Именно поэтому импульсивные сиюминутные желания часто берут верх. Волевая сфера сформируется к 9-11 годам — вот тогда ребёнку будет легче воспринимать требования и правила поведения.

2. Подстраиваетесь ли вы под ситуацию?

Вы учитываете состояние ребёнка? Возможно, он капризничает, потому что устал, проголодался, хочет спать или напуган? Прежде чем ругать малыша, проанализируйте ситуацию и всё, что произошло с маленьким капризулей за день.

3. Считаетесь ли вы с желаниями ребёнка?

Вы внимательны к просьбам и потребностям своего чада? Возможно, вы считаете его слишком маленьким, чтобы прислушиваться к его желаниям? Это ошибка! Обсуждать мысли, чувства и потребности ребёнка нужно с самого раннего детства и, конечно, проявлять к ним внимание и уважение. Попробуйте посмотреть на проблему глазами малыша - это поможет лучше понять его и найти компромиссное решение.

4. Не переносите ли вы на малыша своё плохое настроение?

Может быть, вы просто устали и расстроились, а ребёнок, в общем-то, ничего ужасного и делал? Чем придираться к мелочам и отчитывать кроху за незначительные поступки, лучше честно расскажите ему о своём настроении, например, вот так: «Я немного расстроена или сильно устала, дай мне немного времени отдохнуть, и мы поиграем/погуляем». Если чувствуете раздражение, усталость или обиду, переключитесь на какие-то лёгкие приятные занятия: посмотрите вместе мультфильм или выпейте чаю, а уже потом, успокоившись, переходите к обсуждению серьёзных вопросов.

5. Не перекладываете ли вы свою ответственность на ребёнка?

Может быть, это вы о чём-то забыли или где-то недоглядели, а вините в последствиях малыша? Старайтесь избегать таких ситуаций, ведь маленькому человеку не по силам нести ответственность за свои поступки: он может быть непоследовательным, нелогичным и даже непредсказуемым. Задача взрослых - следить за тем, чтобы малыш не навредил себе каким-то образом (правильно оделся, вовремя поел, не брал опасные вещи и так далее).

6. Не слишком ли вы тревожны?

Не переносите ли вы свои личные опасения на ребёнка? Не слишком ли пугаете его, преувеличивая опасность окружающего мира? «Не трогай камни, там одна грязь!», «Не садись на качели сам - упадёшь», «Не приближайся к кошке, она опасна», «Собака тебя укусит» - и дальше по списку. Конечно, незнакомый окружающий мир может преподнести неприятные сюрпризы маленькому ребёнку, но лучше научить кроху правильному поведению в различных ситуациях, чем бесконечно ругать, пугать и одёргивать.

Потрогал какие-то грязные вещи - протри руки влажными салфетками и обязательно вымой с мылом, когда вернёшься домой. Хочешь погладить собаку - сначала спроси разрешения у её хозяина и так далее. Помогите малышу запомнить все правила, подсказывайте, напоминайте - это более эффективный способ сформировать нужное поведение, чем бесконечные замечания и критика.