Опыт советской школы, который нужен сегодня

Рассказываем, как липецкие учителя совершили в образовании революцию. А используя этот опыт, мы можем заинтересовать детей учебой.

Опыт советской школы, который нужен сегодня
© РИА Новости

С середины 50-х годов советское школьное образование находилось в состоянии кризиса. Приблизительно шестая часть учащихся оставалась на второй год, а 40% заканчивали обучение до седьмого класса. Дети уходили из школы. Происходило это по большей части из-за того, что школа не успевала меняться и следовать за образовательными потребностями учеников.

Обучение строилось по следующей схеме: сначала дети получали на дом огромное задание, по сути они должны были самостоятельно освоить по книгам новую тему, затем учитель весь урок опрашивал детей по изученному материалу. И так изо дня в день.

Образование было сильно оторвано от жизни, дети скучали, учитель занимал пассивную роль слушателя и проверяющего. Школьники не видели смысла участвовать в этой рутине. Неравнодушные учителя, обеспокоенные положением дел, методом проб и ошибок пытались вывести новую формулу обучения, которая бы задержала детей в школе. Первые успешные шаги в этом направлении сделали учителя из Липецка в 60-х годах прошлого века во главе с К.А. Москаленко, заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого педагогического института.

Они предложили ряд нововведений, главным среди которых было — связать теорию из учебников с материалом из жизни.

Новаторские поиски учителей получили огромный отклик у коллег по всей стране. Новые методические рекомендации, которым в профессиональной среде дали название «липецкий опыт», закрепились в школе.

С тех пор прошло больше полувека, и школьное образование вновь находится в кризисе.

Лучшие педагоги говорят, что дети вновь уходят из школ по той же причине, что и 70 лет назад. Школа перестала отвечать запросам учащихся. История развивается по спирали. Это значит, что уже совсем скоро нас ждут радикальные перемены. Когда они произойдут — вопрос времени.

И школам, и конкретным учителям уже сейчас надо пересматривать методику преподавания.

Что интересно, за 50 лет, которые прошли с момента утверждения липецкого опыта в образовании, некоторые постулаты педагогов не потеряли актуальности и сейчас. Более того, идеи, предложенные Москаленко в 1960 году, преподносятся сегодня как что-то совершенно новое. Почему так происходит? Почему идеи, которые когда-то легли в основу современного подхода к обучению, запылились, и теперь мы вновь изобретаем велосипед?

Из-за непомерных нагрузок и бюрократической волокиты в образовании произошел откат. Учителя выгорают в профессии. Им некогда подумать, как они могли бы заинтересовать детей учебным материалом, им некогда обменяться опытом в профессиональном сообществе, они погрязли в рутине — картина точь-в-точь, как в 50-х годах.

Не спасают даже новые технологии, которыми напичканы уроки, потому что не меняется главное — все уроки стали шаблонными.

Давайте рассмотрим несколько программных установок липецких учителей, которые могли бы и сейчас поддержать школу.

Что же сделать, чтобы вернуть детей в школу, а вместе с этим живой интерес к обучению?

Первое: обучение должно быть связано с жизнью

Задания должны быть такими, чтобы ученики понимали, как они смогут применить полученную информацию на практике. Тогда у детей не возникнет вопроса «зачем мне это все нужно», и они с готовностью будут ходить на занятия.

Второе: важно выявлять способности, склонности и таланты учеников и развивать их

Это то, что сейчас называется индивидуальным подходом к обучению. Если мы научимся правильно выявлять таланты и способности детей и будем распределять их в группы в соответствии с их природными склонностями, вопрос мотивации будет решен.

Также можно связать таланты учеников с внеклассной работой, давать детям действительно интересные индивидуальные задания, которые побудят их к исследовательской деятельности.

Третье: пора уходить от объемных домашних заданий

Москаленко настаивал, что дети должны работать преимущественно на уроке и получать домой небольшое количество заданий, необходимое для закрепления пройденного материала.

С годами количество информации в школьной программе увеличилось, а значит, возросло количество домашних заданий. И хотя СанПиНы достаточны строги в отношении распределения нагрузки на учеников, по факту эти правила мало кто соблюдает.

Пример: в теории шести- восьмиклассник не должен проводить за выполнением уроков более 2,5 часов в день.

Что мы видим на деле? Ученик, который хочет более или менее хорошо успевать по всем предметам и действительно подходит к домашнего задания ответственно, сидит над тетрадями не меньше четырех часов в день.

Четвертое: надо менять учебный материал под потребности учеников

Талмуды, написанные академиками наук, — не та форма подачи информации, которая подходит поколению Z.

Презентации, клипы, коллажи, игра, интерактивная лекция — это лишь малая часть форм, в которые можно упаковать новые знания.

Пятое: важно уходить от шаблонности

Когда липецкие учителя отказывались от старых методов преподавания, они предложили систему поурочного планирования, в основе которой был (внимание!) творческий подход к организации урока, отказ от схем, заранее предписывающих определенный ход урока.

Они говорили: творите, придумывайте такой урок, чтобы держать класс под контролем.

Это не означало, что липецкие педагоги советовали отказаться от всякой структуры урока. Нет. Они советовали своим коллегам изменить их мотивацию: «вдохновляться не формальной заботой о прохождении очередной темы», а тем, как организовать урок, чтобы дети действительно узнали что-то новое, чтобы эти знания действительно оказались для них полезными и интересными.

Шестое: стоит уходить от формальностей

Москаленко первый предложил, чтобы дети, отвечая на уроках, не вставали. В результате экспериментов он выявил, что формальности «съедают» время урока. Когда их нет, дети меньше отвлекаются, соблюдают дисциплину, учебный процесс не прерывается, уроки становятся более эффективными.

Сюда же можно отнести вопрос об изменении организации обучения в целом.

Методом проб и ошибок нужно искать те формы работы, благодаря которым дети начнут развиваться.

Возможно, для этого потребуется заменить привычные парты на диваны или вовсе убрать мебель из классов, сделать уроки по 30, а не по 45 минут. Насколько нововведения будут эффективными и помогут удержать детей в школах, покажет время. Главное — пробовать.