От потешек до вечёрок. Кто в Татарстане живет по традициям предков

Четверо детей и фольклор - вот неотъемлемые составляющие её жизни. Евгения Иванова увлекается этнографией и народным творчеством и уверена: изучение традиций и применение их в повседневной жизни делает её более насыщенной и мудрой. На практике Но начиналось всё прозаично. Отец Евгении, окончивший физико-математический факультет, после школы посоветовал ей освоить специальность, которая, по его мнению, сможет «прокормить» в любые времена. Девушка поступила на престижный факультет управления Марийского государственного технического университета. Хотя были мысли об учёбе на историко-филологическом факультете. Там велась научная работа, связанная с фольклором, студенты ездили по деревням, записывали интервью с бабушками, фиксировали сохранившиеся традиции. На третьем курсе Евгения попала в студенческий ансамбль «Карагод» историко-филологического факультета. Сначала они исполняли песни с тех записей, что делали студенты во время фольклорной практики. Записи были разного качества, и иногда песня приобретала у ансамбля совершенно другое звучание, чем у бабушек, теряя смыслы и музыкальные оттенки. Съездив на несколько фестивалей и пообщавшись с участниками фольклорного движения, студенты поняли - надо ехать и записывать то, что осталось. И поехали, стали знакомиться с бабушками-старожилами, и увидели, какую мощную культуру те берегут и чего можно лишиться с их уходом, что ещё есть время и возможность сохранить хоть что-то. «Самое ценное - даже не песни и не рассказы, а умение этих людей, старых женщин, перетерпевших в жизни столько всего - тяжелейшую работу, войну, голод, лишения - радоваться каждой мелочи, смеяться искренне, верить и доверять Богу. Это главное, что хотелось бы сохранить и передать детям», - объясняет Евгения. Сама она слушала, как её дедушка и бабушка рассказывали о детстве, о жизни в деревне, и ей не надоедало делать это в десятый и сотый раз, запоминая нюансы. Она могла часами любоваться на вышивки на старых полотенцах и цветные клеточки домотканины, оставшиеся от прабабушки Марьи. Оказалось, что другая её прабабушка была знаменитой песельницей и ее звали на свадьбы по всем окрестным деревням. «Может, это от неё я такая?» - размышляет Евгения. По вечёрочкам Ни переезд в Казань вслед за мужем, ни появление детей не ослабили интереса Евгении - она изучала литературу по фольклору и этнографии, смотрела видео, следила за тем, как развиваются другие ансамбли, какие новые этно­графические записи добывают те, кто ездит с экспедициями. Сама научилась простым наигрышам на балалайке. «В какой-то момент я начала опробовать накопленный опыт и знания: устраивала для детей игры, подходящие для их возраста обряды - например, Христославление или колядование, - вспоминает Евгения. - Затем стала проводить такие мероприятия и для других. Сначала для детей нашего прихода - я являюсь прихожанкой храма в селе Кощаково. С благословения отца Ярослава мы начали устраивать при храме для детей традиционные православные праздники - Рождество, Пасху, Троицу. Затем мне предложили делать это и в детских клубах в Казани. Оказалось, что народные игры, наигрыши, незатейливые песенки вызывают живой отклик в душе детей. Настолько они радостными становятся, участвуя в них. Это укрепило во мне веру в то, что таким делом заниматься можно и нужно: решила, что хочу быть педагогом по фольклору, окончила дистанционные курсы переподготовки Новосибирского педагогического университета». По словам многодетной мамы, то, чем она занимается, не уникально, всё это проводится в музыкальных школах и кружках и всегда востребовано, так как детям не хватает игровой деятельности. Многие семьи не празднуют ничего, кроме Нового года и дня рождения. А традиционный круг праздников другой, и когда дети начинают жить в нём, это даёт им некую внутреннюю устойчивость и уверенность в том, что жизнь крепка и вечна. В каждом возрасте - малышами, подростками - они по-новому проживают эти события. «Для каждого возраста - свой фольклор: малышам - колыбельные, потешки, пестушки*; детям постарше - игровой фольклор, считалки, игры с напевами; для подростков - игры, в которых можно померяться силами и умениями (не вредя при этом друг другу, а в нашем мире это немаловажно, многие дети просто не знают, как это можно сделать), для молодёжи - игры и танцы, в которых они начинают присматривать себе пару». Некоторое время назад Ивановы осознанно переехали за город. Это приближает их к традиционному образу жизни на Руси: сад-огород, сбор грибов-ягод, заготовка урожая, квашение капусты, лепка пельменей к Рождеству, укрепление исконных банных традиций. Её дети с удовольствием поют народные песни, соблюдают традиции, а недавно два старших сына начали обучаться игре на гармошке в местной музыкальной школе. «Надеюсь, им понравится, и у меня будут два своих гармониста, будем с ними ходить по вечёрочкам, я и сама люблю поплясать, частушки почастить. Но когда ребята вырастут, может, уже и не стану, буду сидеть в уголке с вязанием да поглядывать. Так и было заведено - зачастую люди постарше наблюдали, как кто ведёт себя, а потом составляли мнение о том или ином потенциальном женихе или невесте», - говорит Евгения. Пока живы старики, она советует не лениться, записывать их рассказы о жизни, о старинном укладе, о родителях. «Каждая мелочь может потом пригодиться вам или вашим детям. Вы сами убедитесь, что стали «крепче корнями», а это много значит», - уверена мама. * Пестушка - короткий стихотворный напев матерей, каторым они сопровождают действия ребёнка в младенчестве

От потешек до вечёрок. Кто в Татарстане живет по традициям предков
© АиФ Казань