Дислексия, дисграфия и другие особенности развития, которые до сих пор игнорирует общество

Читайте о том, почему детям с дислексией и дисграфией сложно воспринимать школьный материал и какие программы помогут им успешно учиться и сдавать ЕГЭ наравне со всеми. О таких особенностях развития, как дислексия, дисграфия и дискалькулия по-прежнему в нашем обществе знает далеко не каждый, даже если имеет педагогическое образование. Дети с подобными диагнозами не имеют психических отклонений, а лишь отставание от своих сверстников, когда формируются навыки чтения, письма, счета. К сожалению, в нашей стране их до сих пор относят к группе психически отсталых, над ними смеются, а учителя вместо того, чтобы учесть особенности развития этих учеников, обвиняют их в нежелании заниматься, в лени. Ежегодно более чем в 100 странах мира проходит Международный день благотворительности #ЩедрыйВторник (#Giving Tuesday). В этом году он состоялся 27 ноября. Федеральная сеть клиник МЕДСИ совместно с Ассоциацией родителей и детей с дислексией посвятили #ЩедрыйВторник повышению осведомленности о дислексии, дисграфии и других подобных особенностях развития. «Летидор» побывал на мероприятии, посвященном этому событию и готов рассказать всем родителям (причем не только тем, чьи дети имеют проблемы с обучением) и педагогам об особенностях освоения навыков чтения и письма у таких ребят, а также о том, как все окружающие способны помочь им легче воспринимать информацию на ранних этапах обучения, а в дальнейшем беспрепятственно сдавать экзамены. Разбираемся в терминах Дислексия – сложности развития навыков чтения. Дисграфия - сложности освоения письменной речи. Дискалькулия – нарушения разной степени, связанные со счетными операциями. Примеры симптомов подобных нарушений Первые симптомы могут проявляться еще в дошкольном возрасте: ребенку не удается держать правильно ложку или пишущие предметы; он плохо различает и воспроизводит звуки (парные буквы); у него медленнее, чем у сверстников, развивается речь; у него есть сложности при чтении и письме; он не может повторить правильно серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами; он может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу; при чтении и письме он переставляет или пропускает буквы и слоги, искажает слова, добавляет лишние буквы и слоги; он не может в заданном порядке повторить несколько цифр; он видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры); он с трудом запоминает буквы, слова и понятия; он путается во временах года, днях недели или времени суток; он плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения и др. Это не значит, что у ребенка могут проявиться все перечисленные признаки сразу. Только полноценная консультация у педагога-психолога и/или логопеда, которые владеют необходимыми методиками, поможет понять родителям, что у их сына или дочери есть проблемы с усвоением информации. В чем главная проблема С трудностями обучения сталкивается каждый пятый человек на планете, в одной только Москве 2,5 миллиона детей и взрослых с выраженными трудностями обучения, которые подвергаются риску пожизненной неграмотности и социальной изоляции. Главная проблема заключается в том, что слишком мало людей в нашей стране знают, что такое дислексия, дисграфия и дискалькулия. У нас нет статистических данных по количеству детей с трудностями обучения и еще меньше квалифицированных профессионалов, владеющих методиками диагностики и коррекции трудностей обучения. Более того, к проблемным детям не умеют относиться толерантно, их подвергают остракизму как сверстники, так и педагогический состав. Эти учащиеся лишены возможности сдавать ЕГЭ в необходимых условиях. В результате полной неосведомленности большинство людей с трудностями обучения не диагностированы, не знают, «что с ними не так» и их симптомы игнорируются, они не могут получить высшее образование, находятся в состоянии конфликта с преподавателями, а иногда и родителями. Из-за неосведомленности учителей об этой проблеме многие дети остаются неузнанными, их называют «ленивыми», «глупыми» и помощь они не получают. Все больше детей не готовы к обучению в школе, при этом требования в школе повышаются из года в год. Интеллект у всех детей разный, и дети, которые имеют особенности развития сталкиваются с тем, что не понимают, что происходит, у них нарушается процесс социализации, снижается самооценка, не удается подружиться с одноклассниками, они перестают любить себя, в более старшем возрасте начинаются проблемы с алкоголизмом и наркомании при том, что изначально, это были совершенно психически здоровые дети. Существует также острая нехватка логопедов в нашей стране. Логопедическая помощь у нас малодоступна, об этом говорят цифры: в детских садах работает 30873логопеда, а садов у нас – 48428, 1 логопед на 1,5 детских сада. В детских садах у нас 7 миллионов 477 тысяч 932ребенка, из них у 280 тысяч 993детей стоит диагноз нарушения речи. То есть 1 логопед на 242 ребенка, которому точно требуется помощь логопеда. В норме на 1 логопеда должно приходиться от 12 до 20 детей на Западе. В идеале за 1-2 года перед школой все наши дети должны пройти скрининг, который позволит выявить у них проблему. С ними можно работать и предотвратить сложности с обучением. Но есть проблема с подготовкой логопедов, мало кто из них способен оказать реальную помощь. И вроде школа должна индивидуально подходить к ребенку, при необходимости адаптировать программы, но этот стандарт рамочный и делать это некому. Учитель не понимает, что у ребенка есть логопедическая проблема, а это не просто его нежелание заучить правила, его невнимательность и т.д. К чему приводит отрицание нашим обществом этой проблемы Навык чтения самый востребованный у каждого человека, именно поэтому дети особенно сильно переживают неудачи в его освоении. У детей, которые обучаются в школе, постоянно увеличивается объем текстов, с которыми приходится работать. Поэтому чувство своей неспособности, неуспешности у таких детей растет в геометрической прогрессии. По статистике 1-2 таких ребенка есть в каждом классе, а иногда и больше, и это не зависит от региона. В конце концов такой ребенок становится изгоем, потому что неспособность извлечь смысл из текста приводит к неуспеваемости по разным предметам, где есть учебники. Это переживание приводит к разным формам дезадаптации. В самом мягком варианте пропадает мотивация учиться. Начинается все со страха чтения, страх проявляется очень ярко: ребенок плачет, дрожит, краснеет, он боится нового провала. Детей охватывает страх школы, они мечтают, чтобы однажды она сгорела и туда не придется идти. То есть страх перерастает в школьную фобию. Для детей 15 лет – это как восхождение на Голгофу, что чрезвычайно болезненно. Переживания эти копятся и пути дезадаптации развиваются по-разному. Выходов из такого положения несколько: один это развитие невротических состояний, нередко до тяжелых степеней, а второй – развитие асоциального поведения. По мировой статистике среди подростков-правонарушителей гораздо больше дислексиков, чем в среднем среди популяции населения. В наших условиях, когда дислексики не получают полноценной помощи и остаются со своей проблемой на всю жизнь, человек становится иностранцем в собственной стране, ведь он не может справиться с информацией, которая изложена в письменном виде. Они могут пропускать станции метро, если не расслышали, они просто не успевают прочитать бегущую строку в поезде или название, которое написано на стене станции. Те редкие дислексики, которые смогли получить образование в нашей стране, не могут без слез говорить о своей проблеме, даже когда ее преодолели. Врачи и психологи не всегда могут радикально помочь таким детям, но облегчить жизнь всегда возможно, особенно в школе. Что нужно делать Для этого должны быть информированы учителя, родители и сами дети. Иначе ребенок будет считать себя глупым и неспособным. Это может привести к таким психологическим проблемам, которые будет трудно исправить. Эта тема должна попасть в поле зрения законодателей. Иначе мы упустим большое количество талантов, ведь среди них много очень способных людей и необходимо дать возможность их способностям раскрыться. Нужны постановления, чтобы всем дети, которым через полгода нужно идти в школу, прошли небольшое обследование, чтобы определить, не попадают ли они в такую категорию. Так называемая неграмотность, это не неграмотность, а особенность переработки информации, с которой сталкивается ребенок, и она может быть побеждена. Что нужно знать педагогам Увы, многие педагоги воспринимают эту проблему как лень и не понимают, почему возникают эти трудности. Рекомендация от незнающих учителей одна: «У вас не получается читать, читайте больше, не можете решать задачи, решайте больше». Родители решают, стараются даже в выходные прорешать то, что будет в понедельник, но ребенок пишет ее на «два». Та же схема с репетитором: при нем решить получается, без него ребенок не может воспроизвести это все. Педагоги не понимают, что происходит. Но педагоги могут и должны видеть за трудностями чтения и письма нечто, тогда они смогут помочь этим детям. Они смогут рекомендовать отправить его на занятия спортом или к логопеду, или к психологу. Как заподозрить особенности у детей до школы Раньше был обязательным осмотр у логопеда перед школой, теперь его нет. Но сегодня, в век цифровых технологий, ребенок раньше осваивает планшет, а не речь. Этому же способствуют родители. Ребенок не может сам застегнуть пуговицу, натыкается на углы, он моторно неловкий, не способен аккуратно повесить свою одежду на плечики – он в зоне риска. Ребенок, который не может повторить слова в определенном порядке, не может составить рассказ по 2-3 картинкам, так же требует внимания. Вариантов, которые должны насторожить, может быть очень много. Даже импульсивный ребенок, который не дослушивает родителя, перебивает, говорит со всеми взрослыми на «ты», хотя так непринято говорить в его окружении, ребенок, который не запоминает образы предметов (и груша, и яблоко у него все яблоко), должен пройти осмотр у логопеда. Признаков бесчисленное количество. Не надо думать, что чуть позже все пройдет само, просто обращайте внимание на это сразу. Проблему нужно увидеть заранее. Кто и как должен заниматься с такими детьми Россия в 1996 году отставала от всего цивилизованного мира в вопросе отношения к детям с особыми образовательными потребностями примерно на 20 лет. Но начиная с 2004 года наша страна вышла на новый этап отношения к детям с дислексией, сегодня мы отстаем в худшем случае на 14 лет, и это уже успех. Помните, что нельзя всю неуспешность ребенка сваливать только на учителя русского языка, это неправильно. Коррекция и успех ребенка в преодолении этих трудностей начинается в семье. Родители, все родители, должны знать, что такое дислексия и как нужно действовать в этой ситуации. Если родители не говорят с детьми, дома не читают книг – это первый шаг в сторону трудностей в обучении. А еще сегодня очень многие родители грешат системами раннего развития, обучения иностранным языкам с 2-х лет, бесконечным количеством кружком и т.д. Дислексия не всегда врожденное явление, многие дети рождаются с такой предпосылкой к трудностям, но есть еще когнитивные дислексики, которых сделали такими в том числе и родители с их не очень умелыми образовательными траекториями. Но чтобы заметить и скорректировать на тот момент проблемы речи не только произношение звуков, но и системные языковые нарушения, развитие словарного запаса, понимание речи, - и логопед главный помощник на этом этапе. Не говоря уже об экспериментах в системе обучения в садах и школах, когда вместо выверенной во времени схемы обучения, детям рекомендуют сложные системы Элькониной, например. В других странах есть возможности для коррекции этих состояний, но не все из них применимы в нашей стране. Специальные учебники, тетради с другим цветовым фоном, игрушки, витамины наконец, все это применяется там. У нас есть свои сложности, при том, что мы бы хотели перенять этот опыт. Так вот почему опыт других стран нам чаще не подходит. Система в русском и, например, английских языках очень сильно отличается. И поэтому взять кальку с их системы невозможно. Русский язык относится к категории фонетически прозрачных, где основную роль играет именно фонетический процесс, где главное научить ребенка слышать звуки и устанавливать связи между звуками и буквами, которые из обозначают. Если мы по-русски напишем кАрова, мы будем понимать, о чем идет речь. В отличие от английского языка, где выделение звуков ничего не дает. Английское doughter (дочь) для примера – ни один человек не догадается, о чем идет речь, если мы произнесем это по звукам. В английском языке основную роль играет зрительный анализатор, запоминание устойчивых буквенных комплексов для обозначения тех или иных звуков. Это совершенно другой механизм. И если в английском отлично работают мненотехники, когда учат читать сразу целыми слогами, то у нас в основной массе это не работает. Но отдельные методические приемы нужно использовать. Нет дислексии, есть дислексики. И если два дислексика, то это два разных случая и два подхода индивидуальной программы коррекции, когда ребенок будет не просиживать общие уроки русского языка, а заниматься коррекцией с логопедом. Эти дети должны получать индивидуальные уроки. А вообще есть методы медикаментозного вмешательства, что может рекомендовать только врач, а не логопед и не психолог, даже если это витамины. Есть группа детей, которые страдают от мельтешения букв, тогда нужно обратиться к редкому специалисту офтальмометристу. Есть нейропсихологические методики, которые очень эффективны, но там много шарлатанов, нужно быть осторожными, равно как и с логопедами. Но это всегда индивидуальная программа. Вот какие меры в ближайшее время будут приняты меры в Министерстве Просвещения, чтобы улучшить ситуацию таких детей: Информирование педагогов. Они должны понимать, как дифференцировать детей с дислексией от тех, которые просто не хотят учиться. Утверждение некой классификации, которая позволит дифференцировать этих детей по степени выраженности проблем. Оформят письмо, чтобы педагоги понимал проблематику. Кроме того, школы могут сами устанавливать степень знаний этих детей. Педагогам распишут, по каким признакам можно отличать этих детей, тогда педагоги смогут учесть важные нюансы и не снижать баллы при оценке диктанта или контрольной конкретно этим детям в виду особенностей развития. Установление определенных требований при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Пока что такие требования есть только для детей с ограниченными возможностями. Для детей с дислексией также есть возможность прописать отдельные условия при сдаче экзаменов. Великие люди, которые страдали дислексией, но добились успеха Люди, которые внесли особый вклад в нашу цивилизацию, отличниками не были. Более того, многие из них были откровенными двоечниками. Число детей, у которых есть проблемы со способностью читать, писать, считать, растет. Но большая часть из них очень способна. Другие – обычные дети с особенностями поведения или нейроособенностями устройства мозга. Но не стоит излишне романтизировать ситуацию в отношении детей, страдающих дислексией. Мы не можем говорить, что эти дети будут самыми талантливыми в грядущие годы. Да, у них есть возможность стать успешными, что не нужно сбрасывать со счетов. Но чтобы эти способности раскрылись им нужно помогать. Вот великие люди, которые вероятно страдали дислексией: Людвиг ван Бетховен, Джон Кеннеди, Том Круз, Уинстон Черчилль, Стив Джобс, Альбер Эйнштейн, Джон Леннон, Агата Кристи, Вольфган Амадей Моцарт, Леонардо да Винчи, Ханс Кристиан Андерсен, Джейми Оливер. Фото: Picture-alliance.com; Legion-media.ru; Shutterstock.com, открытые интернет-источники Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Дислексия, дисграфия и другие особенности развития, которые до сих пор игнорирует общество
© Letidor.ru