Время стать ближе. Чем заняться с ребенком на зимних праздниках?
О том, чем заняться в новогодние дни, надо ли поддерживать веру в Деда Мороза и как растопить лед в отношениях, рассказывает к. п. н., доцент кафедры педагогики и педагогической психологии СПбГУ, автор книг для родителей «Перестаньте меня воспитывать!» и «Перестаньте меня учить!» Ирина Писаренко. Статист или член семьи? Ксения Якубовская, SPB.AIF.RU: – Ирина Алексеевна, надо ли «врать» ребенку про Деда Мороза? И как быть, если он мечтает о недоступном или чем-то дорогом? Ирина Писаренко: – Есть шутка о трех стадиях развития мужчины: сначала он верит в Деда Мороза, потом не верит, а потом сам становится Дедом Морозом. Я считаю, что сказка нужна каждому человеку, поэтому не нужно разочаровывать ребенка. Возможно, это ощущение волшебства и всемогущества поможет ему в будущем и самому творить чудеса. Чтобы ваш подарок не разочаровал, нужно хорошо знать малыша, его интересы и потребности. И дело здесь, конечно, не в цене. Однако кроха не всегда понимает истинную цену того, что он хочет, а самое главное - тех последствий, которые наступают с приобретением подарка. Например, он мечтает о собаке или даже о собственном пони. Но где содержать животное? Кто будет его кормить, гулять с ним? Вот потому и нужно как можно раньше осторожно расспросить о его мечтах и подготовить к тому, что не каждый подарок может быть подарен «Дедом Морозом». – Часто родители жалуются, что дети все праздники сидят у телевизора или компьютера. Как заинтересовать их провести это время иначе и желательно с пользой? – Это просто. Разделите время каникул на три части. Первую вы проводите вместе. Во вторую он делает то, что хочет. А третья относится к его обязанностям. Потому что праздники – это не повод для их отмены. А вот временем, которое вы отводите исключительно на усмотрение ребенка, должен распоряжаться только он. Даже если вам не очень нравится то, что он делает. Конечно, в пределах разумного. Уверена, он это оценит. – А если чадо категорически отказывается что-либо делать с семьей? – Хорошо бы понять, в чем причина. Может быть, ему надоели бесконечные придирки? Или вы тащите его туда, где ему вообще неинтересно? Или он в семейном кругу выполняет роль «статиста», когда от него ничто не зависит, когда он ничего не решает, а просто «присутствует» и все. Человек стремится только в тот круг общения, в котором ему комфортно, который разделяет его интересы. Попросите показать его любимые видеоролики или компьютерную игру. Многие подростки, у которых я спрашивала, видели ли эти вещи их родители, смотрели на меня с недоумением: «Да вы что? Они и смотреть не будут!». Так что, если ребенок не хочет идти на вашу территорию, попроситесь в гости на его! Доверие надо поддерживать – Многие родители жалуются, что сын или дочь их совсем не слышат. Как разговаривать, чтобы слова достигли цели? – Так же, как вы общаетесь со взрослыми. Спросить, готов ли он поговорить с вами. Извиниться, если оторвали его от дел. Объяснять, почему для вас этот разговор важен. Уточнять, если не поняли. Ну, и, конечно, помнить о том, что именно взрослый несет ответственность за коммуникацию. – Как понять, что у ребенка проблемы? – Первый сигнал – это его стремление к изоляции. В норме дети школьного возраста тянутся к общению с другими людьми. Если он панически не хочет выходить из дома или стал избегать родителей, значит, чувствует себя в опасности. И здесь есть один тонкий момент. Большинство родителей пытаются сами разобраться, в чем причина таких изменений. Но я бы советовала обращаться к профессионалам. Иногда один неправильно заданный вопрос может спровоцировать лавину отчуждения или вызвать еще более серьезные проблемы. – Можно ли восстановить доверие за 10 дней каникул? – Вопрос не в том, чтобы его восстановить, а в том, чтобы его потом поддерживать. Если родителю и правда хочется сблизиться со своим ребенком, то полторы недели для первого этапа – вполне достаточно. Важно хотя бы начать! Как лучше провести новогодние праздники Один день – одно событие Не перегружайте каникулы «полезными мероприятиями». Ребенку нужно не только увидеть что-то, но и «переварить» новые впечатления. Для детей дошкольного возраста есть правило – в один день только одно яркое событие. Больше разнообразия Пробуйте разнообразить виды деятельности. Тогда будут задействованы все сферы развития малыша – и когнитивная, и психологическая, и физическая. Делу – время Не стремитесь интенсивно наверстать школьную программу по всем предметам. Дайте возможность просто побездельничать. Это особенно актуально в последние дни каникул, когда необходима пауза перед новым периодом активной учебы. Рискуйте вместе Предлагайте то, что ребенок еще не пробовал. Рискните вместе с ним. Лучше не совмещать Не связывайте приятные для ребенка мероприятия с менее приятными. Например, если вы предлагаете сначала сходить на балет, который ему не нравится, а потом поесть в ресторане фастфуда, который он обожает, будьте уверены, терпеливый просмотр спектакля не разовьет у него любви к балету. Еда не должна быть наградой за эстетические мучения. Научите дружить Помогите найти новых друзей и развить отношения со старыми. Объединяйтесь с другими семьями, берите к себе чужих детей, позволяйте своим ребятам остаться у друзей с ночевкой. Сменить обстановку иногда очень полезно. Без гаджетов Постарайтесь как можно меньше использовать общение в соцсетях с помощью гаджетов. Договоритесь, что в каникулы вся семья отдыхает от виртуального мира и познает реальный.