Войти в почту

В каждой семье есть добрые традиции. Во многом они создают атмосферу уюта и тепла в доме, делают окружающее пространство родным, знакомым, близким. С зимними праздниками связано немало обычаев. Какие-то из них любимы всеми, а некоторые важны лишь для конкретной семьи. Настоящие традиции существуют годами, десятилетиями. Бывает, приходя в гости к пожилым родителям, давно повзрослевшие дети с радостью находят на елке знакомые с детства игрушки. Стол, как обычно, украшает мамин пирог, под елкой – подарки, бережно упакованные коробочки. Все это, по заведенному порядку, родители делают своими руками. Как и много лет назад родители, дети, а теперь еще и внуки идут поздравлять ближайших соседей, дарят любимые песни, вспоминают хорошие события из прошедшего года и рассуждают о будущем. Молодые рассказывают, что они хотят освоить в этом году, малыши мечтают научиться водить педальную машину, а бабушки попробовать вырастить на участке новый сорт огурцов и угощать ими детей и внуков. Этому всему уделяется не меньше внимания, чем планам старшего сына защитить докторскую или стремлению средней дочери организовать выставку редких пород собак. Праздничные традиции могут быть разными. Одни обязательно приглашают в гости друзей семейства, другие отправляются на совместную прогулку по заснеженному лесу, третьи по обыкновению делают какую-то часть подарка своими руками. В некоторых домах особенно будут рады творческим идеям: придуманной интересной игре, подготовленным загадкам и ребусам, импровизированному концерту и т.д. Всех вариантов не перечислить. Для развития детей, их образования и воспитания очень полезны будут книжные традиции. Какими они могут быть? Например, можно всей семьей решить, что в подарках на Новый год каждому обязательно присутствовала бы книга, или книги станут призом в семейных новогодних конкурсах. В выходной день или на каникулах можно всей семьей сходить в книжный магазин, где каждый выберет себе издание, которое его больше всего заинтересует. Такое посещение магазина станет значимым событием для детей, а кроме того, это будет служить его развитию: ребенок будет учиться ответственности при выборе себе покупки. Можно в семье завести специальную копилку, и в течение года откладывать в нее немного денег специально на покупку к праздникам новых книг. Так будет создаваться в семье книжная традиция. Чтение всей семьей часто становится тем объединяющим занятием, которое помогает почувствовать единодушие и внести умиротворение в доме. Так, в семьях цесаревича Николая и принцессы Аликс, будущей императрицы Александры Федоровны, существовала схожая традиция проводить свободное время за книгой. За выбором литературы следили их родители, поэтому дети не только развивались, расширяли познания о мире, но и совершенствовались в своих нравственных стремлениях: на примере героев литературных произведений учились состраданию, мужеству, бескорыстию. Более того, в семье юной Аликс чтение становилось средством проявления любви к самым близким. Как часто в дневнике принцессы встречаются записи о том, что она сидела у кровати больного и читала ему вслух. Впоследствии и цесаревны — дочери императора Николая II — таким способом проявляли сострадание к младшему брату во время его болезни, а когда шла Первая Мировая война, то они в госпитале читали раненым солдатам. Когда немецкая принцесса и русский цесаревич повенчались, традиция совместного чтения стала одной из главных в их доме. Литературу для изучения тщательно выбирал сам государь, понимавший, что книги — это основа для постижения детьми нравственных ценностей, формирования их взгляда на жизнь. По замечанию генерал-лейтенанта Александра Мосолова, в семье последнего русского царя особенно соблюдались часы вечернего чтения. Он вспоминал, что семейное чтение «было главным удовольствием царской четы, искавшей духовной близости и семейного уюта». В современную эпоху благодаря некоторым традициям, ребенок может ассоциировать книгу с совершением добрых дел. В преддверии праздника Рождества Христова и Новолетия она станет хорошим подарком тем, кто живет очень скромно и не может позволить себе купить понравившийся сборник рассказов или житие своего святого. Преподнести книгу можно не только человеку. Во многих изданиях нуждаются библиотеки, особенно сельские, а также социальные учреждения для престарелых, детские приюты и многие школы. Там будут, несомненно, рады, если молодой человек, когда-то учившийся в этой школе, придет вместе с семьей и подарит им хорошую литературу. Хорошим и интересным мероприятием для семьи будет совместная придумка рукописной книги. На пример, «Летопись жизни семьи». Можно вместе с детьми вспомнить основные события, поездки уходящего года, создать иллюстративную линию, продумать оформление такого семейного издания. Со временем соберется маленькая библиотечка, а спустя годы можно будет всем вместе с улыбкой рассматривать эти сборники с бесконечными «а помнишь, как мы…». Это будет объединять всех не только в эти дни праздников, но и когда нынешние дети вырастут. В семье моего знакомого была такая книга-альбом. В нее вклеивались детские рисунки, в том числе и трехлетнего малыша, который с упоением рассказывал маме о значении непонятных линий и фигур, а она записала эти пояснения на полях самодельной книги. Некоторые детские творения сопровождались колядками, которые дети учили на Рождество, короткими стихотворениями, любимыми с детства. Например, там были строки Василия Андреевича Жуковского о маленькой птичке, которая порхала и весело щебетала, но настали холода, и певунья вынуждена была улететь в далекие края. В таком альбоме можно было найти первые дошкольные письма детей, разноцветные контуры их ладошек. Здесь запечатлелись и яркие воспоминания о прочитанном: история Элинор Портер о девочке Поллианне, которая во всем стремилась искать повод к радости; поучительные рассказы Валентины Осеевой о сострадании и прощении; светлые и волшебные стихотворения Елены Благининой, внучки священника, о любви к родителям и окружающему миру, рассказы ребенка о поездке в Оптину. По признаниям выросших детей, спустя годы было приятно рассматривать эту красочную книгу, вновь и вновь вспоминать с детства разученные стихотворения, прочитанные рассказы, как первый раз беседовал со священником и рождественскую службу в храме. Значение литературы в жизни семьи, наличие библиотеки в доме трудно переоценить. А в наши дни это нередко недооценивают. Дети, для которых родная история, русская и мировая культура, отечественная словесность не пустой звук, менее склонны оказываться «героями» неприглядных ситуаций и «главными действующими лицами» правонарушений. Возможно, кто-то возразит, что читать можно и с экрана. Но сама обстановка, где книгам уделено особое место не только в оформлении комнат, но и в умах и сердцах людей, развивает ребенка. Бережное отношение к книге воспитывает, а по-настоящему качественные бумажные издания формируют вкус. Хорошая книга воодушевляет человека на изменение к лучшему. Она помогает читателю возвыситься духом над повседневными бытовыми делами и пересмотреть собственные поступки. Для царской семьи с течением времени простой интерес к чтению превратился в потребность, неотъемлемую часть их духовной жизни. Тщательно изучая Священное Писание, жития святых и святоотеческие труды, император Николай с супругой и детьми настраивали себя на совершенствование в добродетели. Книги задавали тон жизни семейству русского самодержца, которое было соединено «в одном духе и в одних мыслях» (1Кор.1:10). Чтение сопровождалось внимательным разбором, конспектированием поучений святых отцов, которые казались царской чете наиболее применимыми в их повседневной жизни. Семья Николая II собирала «сокровище духовных книг». Ведь, как отмечал еще святитель Иоанн Златоуст, люди, в доме которых есть духовные писания, совершенствуются в добродетели, и злые силы в таком месте прибывать не могут. Даже взгляд на книги, рассказывающие о Боге, обличает нас в совершении грехов. Если же человек проводит время за чтением отеческих писаний, стремится жить по заповедям Божиим, его жизнь преображается, а сердце становится способным в большей мере ощутить благодать. Потому книжные домашние традиции будут во благо всей семье. Потребность в чтении должна быть столь же важной для человека, как и поддержка своих физических сил. Нужно думать не только о физическом развитии ребенка, но и его духовно-нравственном росте. Как-то у одного старца спросили, зачем он постоянно читает духовные книги, а отдельные из них перечитывает по нескольку раз. А он, в свою очередь, вопрошающим задал вопрос: «А зачем вы ежедневно много времени тратите на приготовление пищи?» Те ответили: «Чтобы жить». «И я, – сказал старец, – чтобы не погибнуть забочусь о пище духовной». Ведь не хлеб, но слово Божие оживотворяет человека (ср. Мф.4:4; Лк.4:4).