«Одна проблема — он мужчина»: как молодой выпускник УрГПУ пошёл работать в детский садик

Когда Сергей Сушенцев пришёл устраиваться на работу, реакция была такой. Сотрудники позвонили заведующей: «Оксана Рашидовна, пришёл музыкальный работник, но есть одна проблема: он, знаете, мужчина…» Да, мужчины в детских садах — это, как правило, охранники, дворники, электрики. Словом, ответственные по хозяйственной части. Педагоги мужского пола, работающие с дошколятами, — диковинка. — Я по образованию учитель музыки, — рассказывает Сергей Сушенцев, музыкальный руководитель екатеринбургского детсада № 301. — И, учась на третьем курсе, решил, что пойду работать в детский сад. После окончания УрГПУ ушёл в армию, потом устроился работать в детсад. — Почему именно садик? — Может, посмотрел фильм «Усатый нянь»… Просто нравится смотреть, как дети развиваются. Ты им объяснил танец, а завтра они его танцуют. А куда ни посмотришь, везде женщины в детских садах. — Вот вы сейчас к новогоднему утреннику готовитесь. Сценарии откуда берёте? Из интернета? — В интернете много сценариев, что-то берём и адаптируем, много придумываем сами, обмениваемся опытом друг с другом. Например, на День Победы был наш сценарий — ожившие картины. Тут вот у нас была медсанчасть, и в какой-то момент картинка оживала, потом — снова замирала. А тут — лётчики у нас танцевали и пели. — А вот этот сценарий с танцами разных стран, который вы сейчас репетируете, он сложный? — По задумке у нас или Дед Мороз пропал, или Снегурочка улетела в другую страну, а мы её ищем. Тут танцы посложнее, театрализация. Кому-то проще эти движения даются, с кем-то приходится больше индивидуально заниматься. Самые сложные танцы обычно на выпускной, много репетируем, я родителей прошу помочь, сам себя снимаю на видео и посылаю им, чтобы дома дети отрабатывали. — Я заметила, у вас в танцах девчонки больше задействованы. Им танцы лучше даются? — Да, у девочек, как правило, лучше получается. Просто девочки в среднем развиваются быстрее, это с ясельной группы видно (в этом садике есть группа для детей двух-трех лет. — Прим. ред.). Девочки уже поют, разговаривают, а мальчики сидят и смотрят. Но уже к концу года оживают, привыкают ко мне. Хотя есть всегда мальчики-исключения, которые хорошо танцуют, быстро схватывают, некоторые танцами занимаются. — Как дети реагируют на то, что у них музыкальный работник — мужчина? — Дети-то нормально, а вот родители да, удивляются. Был случай, когда летом я подменял в группе воспитательницу, которая ушла в отпуск. И часть детей пришли из другого садика, он на ремонте был. Их вечером забирали родители, и спрашивают меня: а где воспитатель? Вот, говорю, я. Очень удивились, не ожидали. А потом уже говорили: как хорошо, как хорошо, жаль, что у нас в садике нет такого. Меня иногда воспитатели зовут в группу помочь детей успокоить: вот сейчас Сергей Николаевич придёт и разберётся. Я только зайду — действительно, успокаиваются. Почему-то это работает. — Работу в садике не считают подходящей для мужчины в том числе потому, что зарплаты невысокие. Вам хватает? — Много денег не приносит, но это работа, которую я люблю, мне нравится смотреть на детей и видеть, как они растут. Нравится, что они прибегают, обнимают. Иногда спокойно в группу не зайдёшь, облепят тебя, не отпускают. Да, много денег не приносит, но есть же возможность подрабатывать. В том числе — музыкальным работником в других садиках. Я друзьям говорю: согласитесь, многие же мечтают снова оказаться в садике, а я вот взял и вернулся. — В моём детстве по радио на кухне классику иногда ставили, чтобы народ воспринимал прекрасное. А сейчас дети могут вообще её слушать? — Классику не всем интересно слушать. Иногда включаю отрывки и наблюдаю. Некоторые слушают, и видно, что им нравится. Глазки закрывают. А некоторые скучают, балуются. Я им объясняю, например, про отрывок из произведения «Времена года» Чайковского: представьте, что осень, вы сидите дома перед камином с книжкой или со стаканом горячего шоколада и просто отдыхаете. Представляют, начинают прислушиваться. — Как развить в ребёнке музыкальный вкус? Есть смысл чаще классику включать дома? — Некоторые родители советуются со мной, спрашивают, что из классики ставить детям. Важно, чтобы это было интересно, но не перенапрягало. Можно перед сном ненадолго включать, того же Чайковского. Ну и, конечно, детскую музыку надо слушать. В том числе и современные песни, аранжировки, но детские. — Почему именно детские? — Потому что нынешний эстрадный репертуар — на взрослого слушателя, там может быть столько завуалированных смыслов, непонятных детям и ненужных. — Дети на занятиях у вас вряд ли всегда идеально себя ведут. Как приучаете к дисциплине? — В первую очередь стараюсь заинтересовать. Ругаться бессмысленно, особенно на малышей. Хотя порой приходится повысить голос, просто чтобы тебя услышали. А то разучиваем сложный танец, все занимаются, а кто-то один стоит балуется. Приходится одёргивать. При этом не факт, что тот, кто балуется, сделает потом хуже других. Очень часто те самые хулиганы, которые больше всех отвлекаются, как раз на утренниках всё выполняют идеально. — Мамы на утренниках плачут? — Бывает. На День матери особенно, на 8 Марта. Особенно если танец такой душевный, музыка трогательная. И мальчик будто преподносит маме своё сердце. Смотришь — слезу утирает. Значит, мальчик всё правильно сделал, произвёл нужный эффект. Папы, кстати, тоже плачут иногда. Я заметил, что чем старше папа, тем он мягче. Какой отец сдержит умиление, когда любимая дочка танцует? А вот молодые держатся: я не плачу, я робот. — Зачем вообще детям музыка? — Музыка делает людей мягче, добрее. У них развивается творческая составляющая. Они умеют мечтать. А кто умеет мечтать, тот обязательно своей цели добьётся. Читайте также интервью с Евгением Демьяновым, учителем истории и обществознания одной из екатеринбургских школ.

«Одна проблема — он мужчина»: как молодой выпускник УрГПУ пошёл работать в детский садик
© e1.ru