Писатель Андрей Усачев: Психологически — дети не меняются

Юное поколение выбирает интернет. Это учли создатели новогоднего шоу и дали ему соответствующее название — «дети в интернете». Более 20 лет Концертный зал на Новом Арбате, 36, в новогодние каникулы открывает двери юным зрителям, и здесь поселяется сказка. В этом году она современная — это шоу «Дети в интернете». С одним из авторов сценария, детским писателем Андреем Усачевым, встретилась корреспондент «Вечерки». — Книгу труднее писать, чем сценарий для новогоднего представления? — Конечно, книгу писать труднее. Сюжет придумать легко, а вот правильно сложить слова, чтобы получилось точно, образно, — это большая работа. В сценическом действии важны реплики, сюжетные фокусы и чудеса, но не нужно думать, как герой выйдет. В книге мучаешься: «Дед Мороз выплыл как большое белое облако… Или как розовое облако?.. Из леса снежинкой выпорхнула Cнегурочка…» А в сценарии все лапидарно: «Появляется Дед Мороз. Выбегает Снегурочка». В сценарии ориентируешься на возможности машинерии: может ли герой взлететь или провалиться под сцену? Успеет ли переодеться актер и выбежать из другой кулисы? Есть ли лазерная аппаратура и экраны? В книге важен язык, в сценарии — картинка. — Времена меняются, и меняются дети... — Дети — психологически — не меняются. Они смеются, когда смешно, и переживают за любимых героев, если им грозит опасность. Меняются только реалии и знание ребенка о мире. Раньше детям ставили оценки в обычные бумажные дневники, а не в электронные… Однако плохая оценка всегда плохая оценка. И трусость в любые времена — трусость, а подвиг — подвиг. — Над представлением трудилась целая команда. Как проходил рабочий процесс? — В начале было слово. То есть идея, тема и сюжет. А уже потом подключились все остальные: продюсер, режиссер, художник, хореограф, композитор. Кстати, музыку и песни писал Максим Дунаевский. Работать было легко, потому что с продюсером Сергеем Тылкиным и режиссерской командой «Карнавал-стиль» я сотрудничаю с 2001 года, и всегда у нас получались очень качественные и красочные шоу. Сколько шла общая работа на этот раз, точно не скажу, но обычно такие постановки требуют минимум полгода. Все как в пословице: готовь телегу зимой, а сани — летом! — Это новогоднее шоу — оно про интернет. Вы как относитесь к залипанию детей в интернете? — Это проблема. Очень легко уйти с головой в другую реальность, труднее вынырнуть. Я был знаком с одной 18-летней девушкой, которая, видя паука, визжала… А ведь она смотрела и «человека-паука», и всяких прочих «бэтменов». И с большим удовольствием. А тут реальный маленький паучок — и сразу паника! Происходит расслоение реальности и неумение жить в обычном мире. Это своего рода стерилизация человечества, отрыв от природы. И это ни к чему хорошему привести не может. Что делать родителям? Стараться регулировать «компьютерную жизнь» детей, как когда-то наши родители регулировали нашу дворовую. И не просто запрещать или ограничивать нахождение в виртуальной действительности, а пытаться найти ему замену. Ходить с детьми на выставки, в театр, в походы, читать книги. — Раз уж о книгах... детские книги могут быть электронными? Важна, например, тактильность? — Тактильность, конечно, важна, но не преувеличиваем ли мы ее значение? И не проецируем ли наши детские привычки на своих детей и внуков? У клавиатуры ведь тоже есть своя тактильность. Возможно, лет через десять-двадцать техника дойдет до того, что электронная книга будет шуршать не хуже бумажной и пахнуть целлюлозой… или сосновой хвоей, если дело происходит в лесу. Появятся какие-нибудь 4d-книги, которые станут родными для наших внуков и правнуков. А вообще, содержание существеннее формы. Куда важнее, что дети читают! — А комиксы? Как вы к ним относитесь? — Отрицательно! У нас (да и во всем мире) и без того заметна инфантилизация населения. Сейчас двадцати-, а то и тридцатилетние дитяти читают фэнтези, которые есть не что иное, как сказки. Перевести в комикс Толстого или Достоевского — значит профанировать умные книги. Дети должны до них дорасти, дотянуться, тогда будет полноценный рост личности. А то скоро наши дитяти в памперсах будут до 11-го класса ходить. Я понимаю, что это общецивилизационная тенденция, но она не кажется мне правильной и полезной. Комиксы, как и лубок, создавались для неграмотных слоев населения. Если мы хотим к этому вернуться, то — вперед!

Писатель Андрей Усачев: Психологически — дети не меняются
© Вечерняя Москва