«Однажды я забыл бороду». Актеры московских театров — о роли Деда Мороза

Это происходит с ними каждый год в конце декабря. Между репетициями и спектаклями они достают накладные бороды, надевают красные шубы и едут поздравлять малышей с наступающим Новым годом, слушать стихи в их исполнении, водить хороводы вокруг елки и стараться быть, а не казаться настоящим Дедом Морозом. Mos.ru продолжает расспрашивать актеров Московских театров об этой нелегкой, но веселой работе. Григорий Скряпкин (Малый театр): Самая большая сложность — костюм — Сейчас я выступаю, скорее, только для детей своих друзей — очень занят в театре, где я тоже Дед Мороз. Там у нас не просто представления — еще актеры проводят всякие конкурсы, дарят подарки. Когда дочь была маленькой, я постоянно играл Деда Мороза на ее утренниках. А потом, когда она подросла, несколько раз сама помогала мне, наряжаясь Снегурочкой. Еще несколько раз работал Дедом Морозом с одной благотворительной организацией. Дело было в больнице. Я ходил по палатам и дарил подарки детишкам, которые не могут выйти. Было приятно делать добро. Но были и курьезные случаи. Например, однажды после выступления в чьей-то квартире я увидел в подъезде своего бородатого коллегу. Бедняга выпил лишнего, очень устал. Я помог ему добраться до такси, немного привел его в чувство. Вообще самая большая сложность для меня в этой работе — костюм. Шуба очень теплая и тяжелая, борода все время лезет в рот, парик — на глаза. А если приходится с детьми побегать, то и вовсе начинаешь задыхаться. Так что чтение стихов — это, наверное, такая уловка, чтобы Дед Мороз мог немного отдохнуть и восстановить дыхание. Дети и стихи — отдельная тема. Они очень волнуются, боятся забыть слова, часто придумывают свои собственные окончания строчек — иногда получается очень смешно. Антон Алипов (театр «Сфера»): Мои фокусы всегда идут на ура — Впервые костюм Деда Мороза я примерил лет 15 назад, когда мои дети были маленькими. Это стало традицией, и теперь я перевоплощаюсь в этого новогоднего волшебника каждый год. Я предпочитаю работать с ребятами в детском саду. А вот на корпоративах у взрослых выступать не люблю — многие начинают глупо шутить. Главное в этой работе — полностью погрузиться в образ, прислушиваться к каждому ребенку, говорить с ним о том, что его волнует. Если я прихожу к нему домой, то прошу, чтобы он мне рассказал, какие у него любимые игрушки, показал свою комнату. А еще у меня припасено несколько простых, но очень действенных фокусов, которые всегда идут на ура. Например, я крашу воду в разные цвета. Для этого заранее на внутренние стороны крышек наношу краску. При детях навинчиваю их на банки, трясу — и вода становится зеленой, красной или синей. Ребята удивляются, очень радуются. Получается такое простое чудо. Олег Бажанов («Электротеатр Станиславский»): Первый выход был смешным — Дед Мороз — одна из любимых ролей в моей карьере. И одна из самых первых. Мне было 15 лет, когда я начинал. Сейчас 50. Выходит, моему Деду Морозу всего лишь 35. И скажу честно, первый мой выход был самым смешным. Дело было в ресторане. После того как произнес вступительные слова: «Ах, наконец я попал в этот зал», — я забыл все остальные. В голове — чистый лист. Я с ужасом начал думать, что делать и как обыграть эту паузу, чтобы все решили, что так и должно быть. Я подхожу к самому дальнему столику с гостями, беру шампанское, наливаю его в фужер, поднимаю руку вверх и… вспоминаю текст. Получилось так, как будто выступление я начал с тоста. С тех пор работаю каждый год — как на утренниках, так и на корпоративах у взрослых. Не важно, где работает человек — в Государственной Думе или в школе, он все равно иногда хочет ненадолго вернуться в детство, в сказку. Мне особенно приятно, когда взрослые ко мне подходят и благодарят. Помню, как один известный олигарх сказал мне: «Вы знаете, ко мне впервые в жизни пришел настоящий Дед Мороз». Я очень серьезно подхожу к подготовке праздника: занимаюсь режиссурой и привлечением артистов, пишу сценарий, провожу репетиции. Читателям я бы хотел дать один совет: к выбору Деда Мороза и Снегурочки подходите очень обстоятельно. У них должны быть актерское образование, вокальные навыки и хореографическая подготовка. Еще я хочу поздравить всех с Новым годом и пожелать исполнения самых заветных желаний! Александр Сизов (театр МОСТ): Пришлось возродить веру в Деда Мороза — Под Новый год у меня обычно очень много заказов. Конечно, каждый раз выступать волнительно, а в первый так и вовсе было очень страшно — боялся, что дети меня разоблачат. Но самая трудная задача ждала меня во время моего второго выступления. Когда я приехал, папа ребенка отвел меня в сторону и говорит: «В прошлом году решил изобразить Деда Мороза сам. Неудачно. Был опознан ребенком. Ребенок очень обиделся — зачем обманули?!» То есть мне нужно было исправить родительскую оплошность и возродить веру в Деда Мороза. Поднимался по лестнице и размышлял, что бы такого придумать. Понимал, что в любом случае меня будут подозревать. Зашел в квартиру и от ужаса прямо с порога говорю: «С Новым годом!» Тут в коридор выбегает девочка: «Ой, Дед Мороз! Настоящий…» Что тут говорить — я просто растаял от умиления. Андрей Рогозин (театр МОСТ): Все поверили, что я настоящий Дед Мороз — Однажды мы со Снегурочкой отыграли представление в детском саду. После этого буквально через пару дней родители одного из детей пригласили нас на общий праздник во двор дома. И вдруг их ребенок нас узнал! Он всем говорил: «Это же тот самый Дед Мороз, который был у нас в садике!» И тут уж все без исключения дети поверили, что я и есть настоящий дедушка, который ходит по стране и всех поздравляет. Был в моей практике и один очень странный случай. Нас позвали на елку к четвероклассникам. Но никаких подарков в школе заготовлено не было! Директор выдала нам со Снегурочкой пакет с конфетами и попросила раздать самым активным, во время конкурсов. А мы понимаем, что на всех не хватит и именно нам придется объяснять, почему для одних есть сладости, а для других нет. Хорошо, что такого больше никогда не повторялось. Павел Гребенников (театр «Сфера»): Снегурочка помогает наладить контакт — Моя работа Дедом Морозом началась с одной фирмы по организации детских праздников. У них были свои сценарии, костюмы, а еще — педагоги, которые рассказывали нам, аниматорам, о детской психологии, о том, как лучше общаться с ребятами того или иного возраста. Так что на первое представление я отправился во всеоружии. Проработал года два и сделал перерыв — было сложно совмещать с основной работой в театре. Прошло семь лет. И однажды моя коллега-актриса попросила выступить на утреннике у ее дочки в детском саду. В порядке исключения согласился. С тех пор оставить эту новогоднюю сказку не могу. Заметил одну интересную вещь: если зовут выступить дома, то лучше, чтобы Снегурочка тоже приехала — с ней ребенок почему-то чувствует себя спокойнее, потому что Деда Мороза кто-то боится, кто-то не сразу принимает. Снегурочка помогает наладить контакт между нами. Никогда не знаешь, чего ожидать от детей. Денис Сарайкин (театр «У Никитских ворот»): Я необычный Дед Мороз — Скажу сразу: я не совсем обычный Дед Мороз. Я небольшого роста, всего метр и 70 сантиметров. Но моя задача — не напугать ребенка внешним видом, а разыграть его. Дети сразу мне доверяют. Я для них сразу старый добрый друг. А некоторые из них не боятся пробовать отцепить мне бороду, приговаривая: «Ты же дядя». Когда мне было чуть больше 20 лет, я уже мог понизить голос так, что не отличишь от настоящего Деда Мороза. Стал выступать на елках. Постепенно мое увлечение перешло на постоянную основу. Навсегда запомнил, как поздравлял собственную дочь. Ей было два года, она почти не говорила. Я пришел в костюме, с бородой, подарил ей подарок. А спустя три года она мне выдает: «Ты что, думаешь, я тогда не поняла, что это был ты?» У меня шок. С тех пор перед ней в этом наряде не появляюсь, почему-то стесняюсь. Хотя в Деда Мороза верит, недавно написала ему письмо, ждет подарок под елкой. Максим Шуткин (Театр на Малой Бронной): Однажды я забыл бороду — В качестве Деда Мороза я открыл себя в нашем театре. У нас есть такая традиция: каждый год в январе устраиваются представления для детей сотрудников. Актеры сами пишут сценарий. Прошел слух, что у меня хорошо получается ладить с детьми. И мне сказали: «Давай ты будешь Дедом Морозом». Так и повелось. Потом стал поздравлять детей и дома. Однажды, в спешке собираясь к ребенку, забыл бороду. Фиаско. Какой Дед Мороз без бороды? Я извинился перед заказчиками. Но нужно было выходить из глупого положения. Я надел костюм, залез в мешок, натянул его до подбородка. Обыграл это так, что добрый Дедушка настолько соблазнился подарками для детей, что сам оказался в мешке. Ребенок остался доволен. К этой семье езжу уже четвертый год подряд и бороду больше не забываю. Я уже много раз хотел прекратить этим заниматься. Но вот вижу глаза ребенка, когда он смотрит на Деда Мороза и от счастья чуть ли не сознание теряет, и понимаю, что это дорогого стоит. Александр Иванков (театр «АпАРТе»): Первый опыт оказался удачным — Работа Дедом Морозом — это очень сложно. Это ответственность не только перед детьми, но и перед собой — каждый раз самому себе надо доказывать, что ты еще можешь, что тебе могут поверить. Физически тоже очень сложно — попробуй потанцуй час напролет в этой шубе. Но приходится. Дедом Морозом я стал очень давно, еще в студенческие годы подрабатывал в детском саду. Мне дали уже готовый сценарий, с которым я выступил на утреннике. Оказалось — удачно. Работа с детьми очень благодарная, они радуются приходу своего любимого персонажа. Стоит только раз примерить на себя бороду и взять в руки посох, уже становится трудно от этого отказаться. Коньки, горки, керлинг и юкигассен: чем еще заняться в «Городе зимы» на ВДНХСоветская классика на больших экранах: «Москино» организует бесплатные показы в новогодние каникулы

«Однажды я забыл бороду». Актеры московских театров — о роли Деда Мороза
© Mos.ru