Войти в почту

Успейте познакомить ребенка с взрослым искусством до 12 лет: колонка мамы

Эта мама убеждена: дети — интересные спутники и собеседники, а уж их комментариям позавидует не один искусствовед. Но как увлечь ребенка искусством? Продолжаем публиковать лучшие письма наших читателей. В редакцию «Летидора» пришла отличная статья о том, почему так важно приобщать детей к искусству и как это делать правильно. А написала ее для нас Анна Авалян, автор блога об искусстве, дизайне и архитектуре и мама. Анна Авалян Если и у вас есть что рассказать, пишите нам, мы обязательно ответим!editor@letidor.ru. Двенадцать лет. Ровно столько лет есть у родителей, чтобы вложить в ребенка программы для его будущей продуктивной жизни. Ребенок старше 12 лет становится подростком, который всеми силами отделяется от родителей, ищет свою идентичность и создает собственный образ поведения и привычек. Навык нестандартного мышления — обязательное условие удачи в мире XXI века. Быть образованным уже не достаточно. Способность мыслить нешаблонно, владеть собственном мнением — вот что делает человека остроумным, находчивым, успешным в профессии, предприимчивым и богатым, в конце концов! «Большое», «взрослое» искусство развивает у детей этот навык, помогает определить предназначение и место в обществе. Самообман родителей Когда речь идет об искусстве для детей, первое, что приходит в голову, — «наивные» направления, созданные специально для детского возраста. Взрослые ограничивают общение ребенка с миром искусства только этим жанром. Не выстраивают «мостик» движения дальше, к шедеврам искусства. Талантливое искусство делают взрослые люди, достигшие мастерства мыслить и поступать креативно. История знает яркие примеры, когда родители подготовили благодатную почву для развития дара ребенка. Людвиг Ван Бетховен учился играть на фортепиано, органе и скрипке с четырех лет, в семь лет дал первый концерт. Ребенок исполнял Генделя, Гайдна и Баха. А первое музыкальное произведение сочинил в 12 лет. Рафаэль Санти помогал писать картины отцу-художнику будучи семилетним мальчиком. Наблюдая в мастерской за работами мэтров Паоло Уччелло и Луки Синьорелли, ребенок осваивал технику виртуозного владения кистью. Александр Сергеевич Пушкин на восьмом году жизни сочинял маленькие комедии на французском языке, вдохновившись произведениями Вольтера. Речь идет о гениях с врожденными способностями. Но талант проявился тогда, когда появился шанс его обнаружить. Первый шаг в искусство Первый шаг — демонстрация разнородности мира искусства. Посещайте вместе с детьми художественные музеи, выставки современного искусства, мюзиклы, балет, концерты классической и джазовый музыки. Покажите весь спектр возможностей. Выражайте эмоции, делитесь ощущениями, интересуйтесь впечатлениями ребенка, учите выражать чувства. Но показывайте мир искусства безоценочно к тому, что демонстрируете. Ведь мы пока не знаем, какое направление творчества будут развивать наши дети. А негативное замечание гасит импульс навсегда. Авторитет родителей для детей младше 12 лет безусловен — мы для них Боги, а Боги не ошибаются. Книга «Как говорить с детьми об искусстве» Для начала разговора об искусстве рекомендую подготовиться. В этом поможет книга-инструкция искусствоведа Франсуазы Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве». Главное преимущество книги в универсальности и доступности. Мне книга помогла сделать первый шаг, преодолеть неуверенность и понять, что мир искусства открыт для всех. В ней вы найдете ответы на многие насущные вопросы: как пробудить интерес к живописи, как сделать поход в музей приятным и полезным, что показывать детям различного возраста, как смотреть на картины? И что сказать ребенку, если он спросит о том, что никогда не приходило вам в голову? И не забудьте сходить в кафе! Я снова и снова перелистываю книгу и нахожу ответы на беспокоящий вопрос — как развить в ребенке любопытство и воображение. Стоящая находка! Дети и музыка «Все должно начинаться не с вторичной обработанной музыки для детей, а с оригиналов, созданных великими композиторами», — советует Михаил Казиник. Опытный музыкант и педагог утверждает, что музыка помогает развитию в области точных наук, формирует панорамное мышление и способность к эмпатии. Корелли, Вивальди, Моцарт, Гайдн, Скарлатти, хоральные прелюдии И. С. Баха… Стоит учитывать индивидуальность, впечатлительность, тип темперамента ребенка. Конечно, сказка «Петя и волк» Прокофьева! А годам к 5-7 — «Путеводитель по оркестру Бриттена», балетные фрагменты Чайковского. Опера и балет — да! Что касается оперы, то перед походом с ребенком необходимо обсудить либретто. В отличие от кинофильма или театрального спектакля, опера требует предварительного знания сюжета. Не действуйте авторитарно, тем более не заставляйте: «Поиграй с игрушками, а мы с папой послушаем нашу любимую музыку». Или сочетайте классику со сказками (читайте или сочиняйте). Не ограничивайтесь классической музыкой. Увлекаетесь джазом или блюзовыми композициями, любите фламенко или рок-н-ролл — повод поделиться своим миром с ребенком. Ходите вместе на концерты, слушайте музыку в машине, берите ребенка на репетиции, и у него не будет шанса не полюбить музыкальное увлечение родителей. С детьми — интересно! Взрослые утверждают, что детям скучно в музеях и на концертах, дети балуются и отвлекаются. Истинная причина в том, что... родителям скучно посещать с детьми подобные события. Потому что основная часть внимания отдается не себе, а детям! Ведь надо общаться с ними, отвечать на вопросы «Почему так?» и «Как это сделано?» А для этого необходимо вооружиться знаниями и желанием делиться этими знаниями. Не спешите записывать одновременное общение с детьми и с искусством в «негативный» балласт. Дети — интересные спутники и собеседники, а уж их комментариям позавидует не один искусствовед! Не упускайте такую замечательную возможность общения. Она развивает как нас самих, так и наших детей. Ищите необычные способы выражения себя, саморефлексии, обсуждайте вместе, какие «струны души» затрагивает художник. «Предложите это еще раз» Дети по природе консервативны. И первые визиты в музей или на концерт кажутся неинтересными или даже скучными. Они просто не хотят вникать во что-то новое для себя, потому что для этого нужно выйти из зоны комфорта. К слову сказать, эта детская привычка часто сохраняется у взрослых. Но, как говорит мой друг, педиатр по профессии: «Просто предложите это еще раз!» Продумайте, что может увлечь ребенка в совместном походе — интересная история о том, куда вы идете, вспомогательные средства в виде карандашей или игрушки, игра «найди в музее пять картин с детьми и расскажи, чем они заняты!» Это работает! Ребенок капризничает и быстро устает только тогда, когда скучно. В перерывах между созерцанием картин в музеях наш сын рисовал в блокноте предусмотрительно взятыми карандашами или катал машинку по скамейкам под суровым взором музейных смотрителей. Чем раньше вы начнете посещать такие мероприятия с детьми, тем проще пройдет процесс привыкания. Идеально — с младенческого возраста. С каждым разом ребенок будет больше и больше вовлекаться в процесс, со временем это увлечение перерастет в профессию или в любимое хобби! Личный опыт Нашему сыну 7 лет. Мы начали посещать музеи, галереи и выставки с трехлетнего возраста. В пять лет впервые послушали оперу. А в семь я отвела его на концерт любимой рок-группы, записи которой слушаем по дороге в школу, а затем на аукцион современного искусства. Действительно, на первых порах пришлось прилагать усилия для вовлечения в процесс — игрой, уговорами, частыми посещениями кафе в музеях. Сегодня он сам устраивает домашние аукционы собственной живописи и концерты на кастрюлях. Я не вижу смысла оставлять ребенка дома с няней, когда можно вместе учиться и получать удовольствие от искусства. Достаточно приложить усилия. Я также отчетливо понимаю, что этот отрезок жизни мы имеем для того, чтобы познакомить детей с тем, что нам действительно нравится. В подростковом возрасте это сделать значительно сложнее. Следующий раз получится сделать, когда ему исполнится тридцать. Начните с себя Интерес к искусству так же, как и к чтению, у детей не возникает спонтанно. Увлечение искусством приходит через то, что эмоционально трогает родителей или других значимых для ребенка взрослых. По-другому это не работает. Начните с себя. Или смиритесь с тем, что ребенку придется разбираться со всем этим во взрослом возрасте. Родительская увлеченность определяет успех. Педагог, курсы, галереи будут работать только тогда, когда это интересно родителям. В противном случае ничего не сработает. Шагайте в творчество с широко раскрытыми глазами. Не бойтесь казаться дилетантом. Не бойтесь сказать или подумать «не так»! Наши дети будут жить в другом будущем Наши дети будут жить в автоматизированном и оцифрованном мире. Потребность в эксперименте, контакт с собственными эмоциями и эмпатия останется на территории человеческого таланта. Я замечаю, как самопрезентация и общение, непохожесть и неформатность привлекают сегодня миллионы подписчиков к профилям реализованных людей в социальных медиа. Еще вчера это было правом людей только творческих профессий. Я вижу, как общение с искусством раскрывает способности в ребенке, как он творчески примеряет для себя профессии и открывает взаимодействие с другими людьми. Жизнь стала проще, ярче и богаче. Фото: Vostock Photo Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!

Успейте познакомить ребенка с взрослым искусством до 12 лет: колонка мамы
© Letidor.ru