Петербуржцы оказались склонны замалчивать дочерей во ВКонтакте

Исследователи из Высшей школы экономики вчера опубликовали результаты своей работы на страницах журнала Proceedings of the National Academy of Sciences. Социологи Елизавета Сивак и Иван Смирнов собрали данные о записях, оставленных 635 665 пользователями ВКонтакте со словами «сын» или «дочь», а также прочим словам, способными обозначать ребенка. И если самая частая «дочь» набрала 16 010 упоминаний, то вот на «сына» пришлось 27 133: а общее число постов про детей тоже оказалось несимметричным относительно пола ребенка — про сыновей пишут заметно чаще. Анализ собранной информации показал, что женщины пишут в соцсетях про своих детей чаще, чем это делают мужчины, но при этом взрослые обоих полов упоминают девочек реже. В среднем собранная учеными выборка содержала по 2,3 поста про сыновей против 2,1 постов про дочек (у женщин) и 1,7 (сыновья) против 1,5 (дочки) у мужчин. Посты с упоминанием сыновей также собирали больше лайков — причем распределение лайков было тоже неодинаковым. Женщины и чаще писали, и чаще лайкали чужие посты: в среднем пост подруг про сыновей собирал свыше 10 лайков от женщин, а самой сдержанной оказалась реакция мужчин на женские посты про дочерей (1,1 лайк в среднем). Мужчины также скорее отмечали посты других мужчин, а у женщин же эффект большего внимания к постам представительниц своего пола оказался чуть менее выражен. Как это было сделано Появление социальных сетей со сравнительно подробной информацией о большом количестве людей заметно усилило социологические исследования — и в то же время поставило перед учеными новые проблемы. Чтобы получить адекватные данные без искажений (например, за счет фейковых аккаунтов), исследователям потребовалось применить несколько более сложный метод, чем случайный отбор учетных записей. Социологи использовали официальный список петербургских школ и собирали данные только о тех, кто указывал эти учебные заведения на своей странице: конечно, эта информация тоже может быть подделана, но типичные сетевые тролли обычно не создают столь детализированного профиля. Другой проблемой стало возможное упоминание детей в совсем иных контекстах — фраза «сын пришел к отцу и спросил» может быть в репосте анекдота, а не в рассказе о своем собственном ребенке; дети могут упоминаться в новостях, статьях по популярной психологии и множестве иных текстов, которые были бы нерелевантны в данном исследовании. Чтобы обойти это ограничение, ученые выделили в собранном материале случайную выборку для более детального изучения и вручную просмотрели ее содержание. Оказалось, что люди все-таки сравнительно предсказуемы и слова «дочь»/«сын»: они чаще употребляются применительно к своей семье — всего 9 процентов женских и 18 процентов мужских постов говорилось о чужих детях в том или ином контексте. Что это значит Обобщая свои результаты, ученые пишут что мужчины в среднем упоминают сыновей на 34% чаще дочерей, а у женщин сыновья упоминаются чаще на 15%. И то, и другое является статистически значимым результатом, то есть такая разница не могла получится случайно. Мальчики чаще упоминаются и собирают в полтора-два раза больше лайков; эти эффекты намного больше, чем можно было бы ожидать на основе информации о соотношении полов среди детей. Этот вывод согласуется с ранее обнаруженной другими учеными закономерности - родители обращают внимание на сыновей чаще, чем на девочек. Девочек считают менее ценными детьми: в Индии, например, большинство новорожденных составляют мальчики из-за того, что ожидающие девочек матери чаще делают аборты. В Афганистане девочки часто лишены доступа даже к начальной школе, а в России немногим более ста лет назад этнограф Ольга Семенова Тянь-Шанская сделала следующее наблюдение: Если первый ребенок девочка, отец относится к ней совершенно равнодушно. Дома большей частью говорят об этом с сожалением, разве одна из женщин прибавит: «Ничего, нянька будет», — и все на следующий же день забывают о девочке. (...) Молодого отца, у которого родилась первенец-дочь, товарищи его и вообще другие мужики на деревне имеют право побить, как только он выйдет на работу. «Зачем девку родил», — и нередко здорово отдуют, а он уж молчит, потому так издавна водится. Для современной России, как страны, у которой показатель гендерного равенства находится на уровне выше среднемирового, столь явные эффекты небрежения дочерьми уже редки — но это еще не значит, что дети воспринимаются действительно одинаково. При этом показать неодинаковость восприятия в социологическом исследовании очень сложно: родители, даже если они делят детей на «более и менее ценных» не будут признаваться в этом интервьюеру. Ряд прошлых работ показывал, что с мальчиками родители в среднем проводят несколько больше времени, но в них ученые опирались на слова респондентов — а это не самый надежный метод. Страницы в социальных сетях тоже призваны создать некий идеализированный образ, но они по крайней мере делаются не для пришедших извне ученых: поэтому наблюдение за ними стало столь популярным инструментом у социологов. «Наши результаты указывают, что девочки недопредставлены в родительских соцсетях даже в стране с показателем гендерного равенства выше среднего. Этот дисбаланс может создавать ощущение, что девочки менее важны в сравнении с мальчиками или что они заслуживают меньше внимания - и, таким образом, способствовать формированию гендерной дискриминация», пишут ученые в своей статье. После того, как большинство стран запретило недопуск женщин к образованию, селективные аборты (в Индии пришлось запретить пренатальное определение пола как таковое) и неравную оплату труда на одной и той же должности — гендерная дискриминация не исчезла, а лишь стала проявляться в иных формах. Исследования второй половины XX века показали, что дискриминация женщин это социокультурный феномен, который воспроизводится в обществе массой разных способов, включая неочевидные и вместе с тем повсеместные феномены — например, американский социолог Ирвин Гофман обратил внимание на то, что женщины с рекламных плакатов часто изображаются в подчиненных позах и что их чаще показывают эмоционально незрелыми в сравнении с мужчинами. В новом исследовании петербургские ученые ссылаются также на диспропорцию в детской литературе: ранее было показано, что в детских произведениях главные герои скорее мальчики; то же самое можно сказать про фильмы как для детей, так и для взрослых. По отдельности рекламные плакаты, более частое упоминание сыновей в соцсетях или диспропорция героев в кино оказывают не очень большой эффект — но суммарно такие социальные феномены воспроизводят глобальную дискриминацию женщин даже там, где юридически оба пола уравнены в правах.