Российские учителя в пять раз недооценивают масштабы буллинга

Специалисты Института образования ВШЭ утверждают, что примерно 35% учащихся школ по всему миру сталкиваются с буллингом (травлей), а в России этот показатель достигает 27,5%. Этот вывод заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ ВШЭ Артур Реан и научный сотрудник лаборатории Мария Новикова сделали на основе анализа более 80 исследований, посвященных подростковым психотравмам и буллингу. Они особо отметили, что в действительности травле подвергаются в пять раз больше школьников, чем думают учителя. Читайте по теме: СК завел дело о травле школьника в Барнауле. Руководство лицея говорило, что он «сам виноват» Для России, по словам сотрудников института, характерно замалчивание проблемы: дети, которых травят сверстники, не рассказывают об этом ни родителям, ни преподавателям. Реан и Новика составили список семейных факторов, под действием которых российские дети попадают в группу риска: структура семейной системы (иерархия или более демократичные отношения старших и младших членов семьи, взаимодействие детей), стиль родительского воспитания (авторитарный или более мягкий), поведение отца и матери (в том числе степень участия в воспитании детей), стиль общения в семье (закрытость или откровенное обсуждение проблем), социально-экономический статус родителей. Чаще всего, по оценке исследователей, участниками и жертвами буллинга становятся дети, воспитывающиеся в семьях с рассогласованным стилем воспитания – например, при сверхконтроле со стороны матери в сочетании с «невовлеченностью» отца. Также потенциальными жертвами агрессии сверстников являются дети, которых чрезмерно критикуют родители. Еще одним фактором Реан и Новикова назвали «наследственность»: по статистике, в 16% случаев буллингом занимаются школьники, чьи отцы сами в детстве травили одноклассников.