Войти в почту

Мой ребенок не говорит. Куда бежать и что делать?

Развитие речи ребёнка — сфера, окруженная массой мифов и рекомендаций, нередко взаимоисключающих друг друга. Родителям, обеспокоенным тем, что двухлетний малыш так и не начал разговаривать, сначала наперебой рекомендуют «больше читать вслух», «петь песенки» и «не переживать — сам дорастёт». Но вот проходит год, полтора — и те же самые советчики заводят новую песню: «Ребёнок так и не заговорил? А где же вы раньше были?!» Есть много литературы, посвященной вопросам становления речи. Вместе с тем, в интернете активно транслируются и псевдонаучные или искаженные факты — и разобраться, где информация правдива, а где нет, бывает нелегко. Для того, чтобы родителям было проще сориентироваться, мы попросили Наталью Ульянову, кандидата психологических наук и игротерапевта, выделить несколько ключевых моментов. Как понять, есть ли у ребёнка трудности речевого развития? Прежде всего, необходимо оценить, соответствуют ли освоенные им умения возрастным нормам: в три месяца ребенок начинает гулить — многократно повторять одни и те же слоги («гугугу», «аляля» и т. п.); в шесть месяцев у младенца появляется лепет — несколько слогов, соединенных друг с другом в подобие слов («пабада», «ляп-тяп-тяп» и т. д.); к году появляются первые слова, которые малыш соотносит с определенными объектами или действиями («мама», «дай», «киса», «ам» и др.); в полтора года ребенок уверенно пользуется десятью-пятнадцатью упрощенными словами и звукоподражаниями («ляля», «ав-ав», «каша», «би-би» и т. п.); к двум годам активный словарный запас ребёнка составляет уже несколько десятков слов, появляются первые фразы из двух (реже трех) слов («машина поехала», «папа ушел на работу», «тётя, пока!» и др.) в три года малыш разговаривает полными предложениями, способен развернуто ответить на вопрос, хотя и может допускать грамматические ошибки и неправильно произносить «трудные» звуки (заменять «ш» на «с», «р» на «л» и т. п.); в пять лет речь ребёнка полностью соответствует языковой норме и с точки зрения грамматики, и в произношении звуков; словарный запас составляет несколько тысяч слов и постоянно пополняется. Индивидуальные темпы развития могут немного колебаться по сравнению с «табличными» нормами. Тем не менее, если задержка перехода речи ребёнка на новый этап составляет больше трёх месяцев — это повод обратиться к специалистам. Общая последовательность действий при этом такова: в первую очередь необходимо исключить соматические (телесные) заболевания, которые могут влиять на речь, затем — провести диагностику психологического развития. Для этого необходимо обследовать ребёнка у оториноларинголога, чтобы проверить, в порядке ли слух, и у невролога, чтобы понять, есть ли у ребёнка органические поражения центральной нервной системы. На этом этапе врач может рекомендовать дополнительную аппаратную диагностику: электроэнцефалографию, нейросонографию, магнитно-резонансную томографию и т. д., чтобы получить более точное представление о состоянии пациента. Следующий шаг — обращение к дефектологу или клиническому психологу для выявления возможных причин задержки формирования речи. Параллельно родители могут получить консультацию логопеда — он подскажет методы и техники, которые можно использовать в процессе коррекции, или предложит записать ребёнка на специальные занятия. Вполне возможно, что тревога родителей окажется ложной, малыш — полностью здоровым, а его речь действительно запустится «сама собой» в чуть более поздний срок. Но всё-таки в этом вопросе лучше оказаться излишне бдительными, чем пропустить проблему и потерять драгоценное время. Дело в том, что, чем меньше возраст ребенка, тем пластичнее его психика и тем больше шансов компенсировать нарушения с помощью специальной коррекционной работы. Какими бывают нарушения речевого развития? Существует достаточно много различных нарушений речи, и даже опытному специалисту не всегда удаётся сразу поставить ребёнку точный диагноз. Приведём самую общую классификацию таких нарушений. Прежде всего, проблемы развития речи могут быть первичными и вторичными. К первичным относится поражение органов, непосредственно отвечающих за речь: слухового или артикуляционного аппарата или определенных участков коры головного мозга. Вторичные нарушения возникают вследствие проблем социального развития (например, пребывания в условиях детского дома с раннего возраста). Среди первичных нарушений наиболее часто встречаются следующие: Алалия — недоразвитие или отсутствие речи вследствие поражения коры больших полушарий. Может быть моторной (ребенок понимает, что ему сказали, но говорить сам не может), сенсорной (с произношением трудностей нет, но смысл слов остается непонятым) или сенсомоторной, т. е. включающей в себя обе стороны проблемы. Афазия — утрата речи после трехлетнего возраста ребёнка в результате травм или болезней. Так же, как и алалия, может быть сенсорной, моторной или смешанной. Дизартрия — нарушение произношения звуков из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. При дизартрии ребёнок понимает речь и может говорить сам, но окружающие не понимают его из-за того, что произносимые звуки смешиваются в «кашу». Общее недоразвитие речи — недостаточная сформированность всех систем, участвующих в освоении языка и общении. Большая часть этих проблем поддается коррекции, то есть может быть частично или полностью решена в результате специальных занятий. Рекомендации по медикаментозной или психолого-педагогической поддержке ребенка всегда носят индивидуальный характер. Родителям важно помнить, что давать их может только профильный специалист и только после личной встречи и проведения диагностики малыша. Можно ли предотвратить нарушение речевого развития ребёнка? И да, и нет. Да — потому что речь, как и другие высшие психические функции человека, формируется в процессе непосредственного общения ребёнка со взрослым. Поскольку закладывается она практически с самого рождения малыша, очень важно говорить с младенцем с первых дней жизни, соблюдая при этом несколько несложных рекомендаций: активно общаться с ребёнком, обращаться к нему, называть по имени, комментировать его и свои действия и т. д.; включать малыша в разговор, даже если тот ещё не может ответить «по-настоящему», можно реагировать на издаваемые им звуки или говорить реплики как бы «за него»; не превращать свою речь в монолог, делать паузы и давать ребенку возможность ответить на обращения взрослых на доступном ему уровне; задавать вопросы, постепенно переходя от простых к более сложным; настаивать на использовании речи там, где малыш уже может это делать, «не понимая» жестов и восклицаний; помогать ребёнку правильно сформулировать фразы, если самому это сделать ещё трудно; вместе с малышом радоваться его успехам, отмечать новые слова, освоенные навыки, совершённые достижения, и т. д. Нет — потому что, к сожалению, не всё в жизни поддаётся нашему контролю. От проблем со здоровьем не застрахован никто, и речевые нарушения в этом смысле не исключение — они могут проявиться у детей даже самых заботливых родителей, подолгу и с удовольствием общающихся с ребёнком. В этом смысле речь, развивающаяся у малыша как бы «сама собой», без специальных усилий со стороны взрослых — это своеобразный выигрыш в «генетическую лотерею» — такой же, как, например, высокий интеллект или абсолютный музыкальный слух. Что делать, если у ребенка выявлено нарушение развития речи? Прежде всего — не отчаиваться, и помнить, что чем скорее начнется психолого-педагогическая и, при необходимости, медикаментозная коррекция, тем больше вероятности «подтянуть» речь малыша к возрастной норме. Для этого родителям необходимо найти грамотных специалистов: невролога, психолога, логопеда-дефектолога, — готовых работать над решением проблемы единым фронтом. Вместе со специалистами нужно составить план занятий и согласовать последовательность применения разных видов терапии (в зависимости от ситуации, ребёнку могут быть рекомендованы, например, биоакустическая коррекция, томатис, логопедические упражнения и массажи и т. д.). И самое сложное, но и самое важное — последовательно и планомерно претворять план в жизнь, внимательно отслеживая реакции малыша и при необходимости корректируя программу. Вне зависимости от выбора способа коррекции, родителям ребёнка с речевыми нарушениями придётся много времени уделять занятиям дома. Их содержание и продолжительность обсуждается со специалистами, «ведущими» малыша: психологом, дефектологом, логопедом — и время от времени пересматривается. Для развития речи очень важна систематичность, поэтому лучше заниматься по пять-десять минут в день, но регулярно и с удовольствием, чем целый час, но раз в неделю «из-под палки». И, конечно же, нужно помнить, что все усилия прилагаются не зря. Иногда это бывает трудно, иногда — невыносимо и беспросветно, а в самые сложные моменты руки могут просто опускаться. Но всё-таки родительская любовь и готовность искать наилучший способ помочь собственному ребенку обязательно сделают любую проблему преодолимой! Ещё почитать 27 детских «не хочу»: как вести себя родителям малышей, чтобы сохранить рассудок Нет, ваш ребенок не капризный монстр — возможно, у него расстройство сенсорной интеграции Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь в Telegram

Мой ребенок не говорит. Куда бежать и что делать?
© CHIPS journal