Президент Фонда защиты детства раскритиковала изменения в Семейном кодексе

Члены временной рабочей группы Совета Федерации, занятые подготовкой предложений по совершенствованию Семейного кодекса страны, объявили о готовности пакета законопроектов. Особое внимание сенаторы уделили проблемам защиты прав несовершеннолетних, а также действиям органов опеки. Корреспондент «ВМ» выяснила, что именно предстоит обсуждать чиновникам и почему общественность против радикальных перемен. По словам члена комитета Совета Федерации по социальной политике, члена временной рабочей группы Елены Поповой, «пакет законодательных инициатив касается большого количества норм прав и защиты несовершеннолетних детей в семье». — У нас имеются предложения и по нормам изъятия детей из семьи, подразумевающие совершенно новые параметры, — рассказала Попова. — Предусмотрены также меры административного наказания сотрудников органов опеки, сразу прибегающих к таким крайним действиям, как разлучение ребенка с родителем. Впрочем, как рассказала «ВМ» президент Фонда защиты детства, руководитель Объединения многодетных семей Москвы Наталья Карпович, реальные проблемы лежат на более глубоком уровне, и законодательно их не устранить. — Мы из года в год убеждаемся, что ни ужесточение наказания, ни какие-то иные меры, которые регулируются только законом, до конца не решают вопрос защиты интересов детей, — считает она. — Более того, я не разделяю мнение, что опека сразу отнимает детей. Да, порой перестраховываются, но это связано лишь с нежеланием пустить потенциально острую ситуацию на самотек. К тому же органы опеки и так завалены бюрократией, а также обязанностью мониторить ситуацию в целом. Да и проблемы малочисленности кадров никто при этом не отменял. По словам Карпович, сейчас, как только рождается ребенок, в дело включаются сразу несколько министерств и ведомств. Причем Министерство труда и социальной защиты зачастую работает исключительно как институт, осуществляющий выплаты и компенсации. Свою лепту вносят и Министерство здравоохранения, и образовательные структуры, и даже институт полиции. — Проблема в том, что централизованной системы, которая сопровождала бы детей в семьях с момента рождения и до поступления в детский сад, у нас нет, — говорит эксперт. — Разве что патронатная сестра, которая приходит к ребенку первый месяц. А дальше мы зачастую даже не знаем, что происходит с малышами. И опеке приходится принимать серьезные решения об изъятии уже на том этапе, когда что-то напрямую угрожает жизни и здоровью ребенка. Перестраховка нужна для того, чтобы потом в случае трагедии ответственных не обвинили в халатности. При этом, как утверждает Карпович, необходимый для отлаживания системы механизм уже сформирован. Речь идет об уполномоченных по защите прав ребенка. — Именно при этом институте нужно организовать службу сопровождения детей в семьях, — объясняет специалист. — Органы здравоохранения могут проинформировать, если ребенок несколько месяцев не появляется в поликлинике. Детский сад — если родители не определились с формой дошкольного образования. Управляющая жилищным фондом организация — если в семье произошла трагедия, повлекшая миллионные долги. И все эти данные должны поступать к уполномоченному. Если мы хотим выявлять ранние проблемы, необходимо взаимодействие и аккумуляция сведений. Тогда опека сможет подключаться только в ситуациях, когда это действительно нужно. КСТАТИ Временная рабочая группа Совета Федерации по подготовке предложений по совершенствованию Семейного кодекса РФ была сформирована в 2016 году на три года. Сейчас согласовывается вопрос продления установленных временных рамок. Сроки внесения пакета новых законопроектов на рассмотрение станут известны к концу марта.