Борис Грачевский: всегда хожу по солнечной стороне

Художественный руководитель детского киножурнала "Ералаш" Борис Грачевский 18 марта отмечает 70-летний юбилей. Накануне торжества корреспондент РИА Новости Анна Горбашова поговорила с именинником об актуальности "Ералаша", внутреннем редакторе и талантливых детях – стайерах и спринтерах. – Борис Юрьевич, как отметите юбилей? – У меня будет большой концерт "Юбилей среди друзей" 20 марта в Доме кино, чтобы дорогие мне люди порадовали своим творчеством друзей, немножко совсем там будет и моего творчества. Я спою песню про маму, от которой все плачут. Концерт буду вести я сам, мне интересно рассказать про каждого участника – за что я его люблю. А непосредственно в день рождения соберутся совсем близкие мне люди. – Вы почти 45 лет являетесь худруком журнала "Ералаш", и все эти годы он все такой же смешной и актуальный, не обветшал, как вам это удается? – Я люблю своих маленьких зрителей и очень переживаю, чтобы они меня не разлюбили, дети – это мой воздух. Они для меня все. Если что-то у нас не получается, мы берем и переделываем. Кому-то смешно то, кому-то это, но халтуры у нас не будет никогда, я работаю на результат. И мой внутренний редактор всегда спрашивает, что интересно ребенку. Мы должны быть свежими современными, сегодняшними. – Вы сыграли сами себя в КВН – в смешной миниатюре. Приходит "великий и ужасный" Карабас Барабас – Грачевский. Дети цепенеют, вы хватаете ребенка и утаскиваете его в пучину "Ералаша", и больше он себе не принадлежит, он теперь Синичкин. А дети вообще вас боятся? – Нет, конечно, они называют меня кинопапа. Но я никогда не сюсюкаю с детьми. Я с ними говорю только как взрослый, детям все можно объяснить. Я не хочу садиться на корточки перед ребенком, а хочу поднять его до своего роста. Да, возможно, он не все поймет, но что-то в голове отложится, и это очень важно. – С вашим опытом работы вам достаточно одного взгляда на ребенка, чтобы оценить все его возможности? – Ну, не одного, а 3-5 минут – и я понимаю, с кем я разговариваю. Если я вижу, что не могу ребенка раскрыть за это время, то я увеличу время и добьюсь своего. Мне нужен ребенок настоящий, не изображающий и не придуманный, тогда и получается талантливая игра. Дети талантливы каждый в своем. Один талантливо кидает камнем в форточку на первом этаже, второй талантливо перевоплощается, у третьего – идеальный слух. – Сложно работать с детьми? – У меня есть такая фраза: "Легко ли работать с детьми – очень легко, трудно найти тех, с кем легко работать". Конечно, это непростая публика – все время в движении. Среди детей есть стайеры и спринтеры. Я вижу – потрясающий ребенок, но он сгорит через час-два, и начнет нас всех ненавидеть, а нам надо работать. В течение дня мы даем детям побегать, разгрузиться, если трудновато дается какая-то реакция. Помню, я снимал сюжет, и мальчишку замкнуло. Восемнадцать дублей он работает в одной интонации, и я ничего не могу с этим сделать. Снимаем дальше, он играет финальную реплику, и вдруг – три дубля один лучше другого. Парень начинает расцветать, второй режиссер говорит мне на ухо: "Борис Юрьевич, попробуйте ту сцену еще раз",и мы с трех дублей такого выдали! – Вы снимали не только "Ералаш", но и полнометражные проекты: "Крыша", "Между нот или Тантрическая симфония" – а сейчас нет в планах полного метра? – Я хочу снять комедию, несколько серий, но пока никто из сценаристов не может написать то, что нужно мне, я сделал уже четыре попытки. Это очень тонкая история. Для меня очень важен сценарий, старые мастера меня учили, что кино нужно снимать за столом. – А сценарии для "Ералаша" тяжело даются? – У нас есть авторы, мы открыты для всех, все читаем, что нам присылают. Когда мне что-то нравится, я потираю руки и с удовольствием начинаю готовиться к съемкам. Сейчас к нам пришли ребята из КВН, им не просто, драматургия дается с трудом, но кое-что мы придумали. – Президент РФ недавно поручил увеличить на 1 миллиард рублей субсидии на поддержку российских детских и семейных фильмов – это поможет детскому кинематографу, которого у нас сейчас, в принципе, нет, за исключением анимации? – Спасибо президенту, что он об этом думает. К великому сожалению, чтобы делать детское кино нужны огромные деньги, а никто не хочет рисковать: ни инвесторы, ни центральные каналы. Сегодня ребенка можно увлечь только безумно зрелищной дорогой фантастикой или историческим фильмом со спецэффектами. Истории о том, что в школе что-то произошло на перемене, дети смотреть уже не хотят. Фильм "Последний богатырь", который многие посмотрели, и он собрал хорошую кассу, это все-таки не детское кино, а немножко капустник, немножко пародия, немножко то, немножко се и вроде бы как бы детская сказка. Самое важное кино – это так называемое семейное, которое будет интересно маме, папе и детям, и тут проблема не только в деньгах. Тут все очень непросто, начиная с того же сценария. Знаете, я думаю "Гарри Поттер" – это главная книга ХХ века. Роулинг точно нашла, что волнует и беспокоит детей – у нее буйная фантазия, вот если бы кто-нибудь смог у нас такое написать… – Возвращаясь к вашему юбилею, чтобы вы сами себе пожелали на день рождения? – Сил, чтобы жить как можно дольше и радовать жену как можно дольше. Жить – это такой кайф. И мой главный девиз: "Всегда ходить по солнечной стороне".

Борис Грачевский: всегда хожу по солнечной стороне
© РИА Новости