На Урале с маленьких детей стали требовать плату за проезд в междугородных автобусах
В Свердловской области перевозчики стали требовать плату за провоз детей младше 5 лет. В нашу редакцию обратилась мама трехлетнего ребенка по имени Наталья. Женщина со своим маленьким сыном часто ездит из Екатеринбурга к родителям в Невьянск. Говорит, в предыдущие годы покупать билет для ребенка кондукторы никогда не требовали. Но недавно все изменилось: — В субботу, 16 марта, мы отправлялись с Северного автовокзала, — сказала женщина. — Но меня не посадили в маршрутку: заставили заплатить за ребенка 50% от стоимости полного билета. Кондуктор стал уверять, что это правило у них ввели еще 4 марта, хотя мы ездили по этому маршруту тремя днями ранее, никто не заставлял платить за сына. В моем случае это было 119 рублей. Пришлось сбегать до касс. Автобус нас подождал. Федеральный закон (речь идет о ч. 1 ст. 21 № 259-ФЗ) говорит, что детей до 5 лет в автобусах, курсирующих между городами, действительно обязаны перевозить бесплатно. Но есть условия: ребенку не должны предоставлять отдельное место — пусть едет на коленях у взрослого. Но это еще не все. В том же законе есть сноска, где говорится, что если автобус оборудован ремнями безопасности, то каждому пассажиру (даже маленькому) должно быть предоставлено отдельное место. А за отдельное место нужно платить. По данным нашего собеседника, до последнего времени перевозчики на Урале закрывали глаза на правила, нередко позволяя родителям провозить малышей на коленях. Но после штрафов от ГИБДД такую практику было решено свернуть. Транспортные организации потребовали упорядочить правила и продавать в кассах билеты (на конкретные места) всем пассажирам, даже если это грудной младенец. — Просто автоинспекторы штрафуют водителей, если дети едут на руках, — объяснил эксперт, осведомленный о ситуации. — Перевозчики поручили в рамках договоров продавать билеты на детей на отдельные места. Мы обратились за разъяснениями в ГИБДД и Минтранс РФ. Из их ответов следует, что дети должны ехать на отдельном месте, быть пристегнутыми, за плату не более 50%. Известно, что ответ из Минтранса пришел 15 февраля и его копии раздали сотрудникам на кассах. Похоже, именно на этот документ ссылался кондуктор, обслуживающий автобус, в котором ехала Наталья с трехлетним сыном. — За маленьких детей надо платить, и такие условия с февраля, — подтвердил диспетчер Северного автовокзала. — Раньше бесплатно возили тех, кто был младше 5 лет. А теперь только родился — нужно оплачивать 50% от стоимости билета. Юристы говорят, что неоднозначная ситуация с перевозками малышей возникла из-за разночтений между Уставом автомобильного транспорта и ПДД. — Устав позволяет провоз детей без отдельного места, при этом имея отсылку к другим нормативным актам в самой статье, которые могут запрещать такую перевозку! — объяснил екатеринбургский юрист Кирилл Попов. — ПДД же запрещают перевозку детей до 5 лет без удерживающего устройства, а также перевозку числа пассажиров сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства. Получается, действительно нельзя перевозить детей до 5 лет на руках! Проводились краш-тесты, которые показали, что на скорости 50 км/ч удар ребенка, сидящего на руках, о впереди стоящее кресло или стену соотносим с падением с пятого этажа. Недавно мы писали, что в метрополитене Екатеринбурга разрешили повысить стоимость проезда с 28 до 32 рублей. Еще в конце 2018 года перевозчик сам попросил мэрию повысить цены на билеты. Тогда это объяснялось необходимостью ремонта подвижного состава.