Помощь во всем. Как работают ресурсные центры по обучению детей-инвалидов

Детей, к которым нужен особый подход в обучении, становится в регионе с каждым годом все больше и больше. Многие из них воспитываются в неблагополучных семьях и особенно нуждаются в поддержке. Как в регионе решают проблему с их обучением, причем не только по предметам вроде математики и русского языка, а также самообслуживанию, как им помогают социализироваться и какие специалисты работают с ними, узнала редакция «АиФ»-НП». 10 центров на регион «Поддержка материнства и детства является приоритетом долгосрочной стратегии региона, обозначенной губернатором. Именно с этой целью в области расширена сеть специализированных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. Региональный комитет образования, науки и молодежной политики в рамках межведомственного взаимодействия с облздравом и облкомсоцзащиты является участником программы по развитию эффективных практик оказания комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями», - отмечают в пресс-службе областного комитета образования. В Волгоградской области работает 10 специализированных ресурсных центров комплексного сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ. «Большая часть из них - учреждения инклюзивного образования по различным типам ограничений, это: Волгоградский центр образования детей-инвалидов, Волгоградский областной центр психолого-медико-педагогической помощи, Волгоградская школа-интернат №1, Волгоградская школа-интернат №3, Волгоградская школа-интернат №6, Волгоградская школа-интернат №7, Волжская школа №1 и Михайловская школа-интернат», - отмечают в пресс-службе областного комитета образования. На базе Волгоградской школы-интерната №5 работает ресурсный центр по организации комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра, а на базе Волгоградской школы-интерната № 4 – ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Активная социализация В школе-интернате №5 в Красноармейском районе ресурсный центр появился в сентябре 2016 года. В учреждении обучается 237 детей. Часть из них посещает школу, а другие – обучаются индивидуально на дому. «В рамках работы центра мы активно оказываем консультации, причем не только детям, но и их родителям и коллегам из муниципальных районов области, Волжского и не только. Иногда даем разовые консультации для детей дошкольного возраста», - рассказывает директор школы Татьяна Калинина. В учреждении дети могут находиться круглосуточно и жить от каникул до каникул. Особенно в школе обращают внимание на внеурочную деятельность. «Мы взаимодействуем со станциями юннатов, юных натуралистов и техников, молодежным центром. Дети с удовольствием их посещают. Посещение подобных учреждений важно для развития и социализации воспитанников, а также для того, чтобы общество было готово дружить и общаться с такими детьми», - добавляет Калинина. Помощь коллегам «На территории Волгоградской области развернута сеть подобных ресурсных центров, рассказывает директор школы-интерната №1, расположенной в Ворошиловском районе Волгограда, Ирина Гайтукаева. – В нашем учреждении обучается 121 ребенок с интеллектуальными нарушениями – это дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Педагогический коллектив состоит из 30 человек, и каждый учитель и воспитатель вносит свой вклад в развитие и обучение школьников с особыми образовательными потребностями. Следует отметить, что образовательный процесс в нашей школе невозможен без специалистов службы психологического и социально-педагогического сопровождения, в которую входят педагог-психолог, социальный педагог, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, учитель ЛФК, тьюторы. Это высококвалифицированные специалисты, которые не только работают с обучающимися и их семьями, но и оказывают методическую помощь педагогам Волгограда и Волгоградской области». На базе школы-интерната проходят семинары и консультации для педагогов из муниципальных общеобразовательных школ, в которых в условиях инклюзивного образования обучаются дети с нарушениями интеллекта. «Мы сотрудничаем с Волгоградской государственной академией последипломного образования. В рамках курсовой подготовки педагоги получают теоретические знания, а потом приходят к нам и знакомятся с методами обучения детей с ментальными нарушениями, посещают открытые уроки, мастер-классы, коррекционно-развивающие занятия, на которых могут видеть, как на практике реализуется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом педагоги не просто наблюдают за процессом, а становятся его участниками, через интерактивные формы взаимодействия.», - поясняет Ирина Гайтукаева. «Детям, испытывающим затруднения при обучении по основным общеобразовательным программам, в какой-то момент необходимо определиться с дальнейшим образовательным маршрутом и мы помогаем им – проводим специальную диагностику и даём рекомендации родителям», - отмечает директор. Предпрофессиональная подготовка В школе-интернате №3 в Краснооктябрьском районе детей с ограниченными возможностями здоровья готовят к самостоятельной трудовой деятельности. Ресурсный центр появился здесь в марте 2017 года. В нем детей обучают по профессиональным профилям: «швея», «столяр», «плотник», «садовод-озеленитель», «штукатур-маляр». «В зависимости от развития ребенка выбираем приемлемый для него профиль, - поясняет директор Павел Сорокин. К примеру, быть швеёй или штукатуром могут дети с легкой умственной отсталостью, а тем, у кого тяжелая отсталость, это сложно, их зачастую приходится учить элементарным вещам – как держать ложку, как зашнуровать ботинки, как полить цветок. Есть дети, у которых, кроме отсталости, наблюдаются последствия церебрального паралича, а есть те, кто не может говорить, кто плохо видит, ко всем нужно найти свой подход. Мы также учим детей самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства, иначе как они будут жить, когда станут взрослыми?». В школе обучается 274 ребенка, здесь они могут даже ночевать. Не всегда это дети из неблагополучных семей, есть и дети из обычных, но требующих особого подхода из-за изменений в организме на генетическом уровне. «Вообще наша школа переполнена. Число детей с особыми образовательными потребностями растет с каждым годом. У нас уже скомплектовано три класса, которые будут обучаться в следующем учебном году. Это еще без учета «выпуска» специализированных детских садов. Детей, требующих особого подхода в обучении - очень много», - отмечает Павел Сорокин. Оказывает школа и консультации и старается выступать как методический центр – здесь готовят материалы диагностического характера, проводят семинары, а также печатают для родителей и детей полезные буклеты, как, например, выбрать профессию. Наряду с другими учреждениями Волгоградской области, школа- интернат принимала участие в получении федерального гранта, на средства которого приобрела компьютеры, МФУ, брошюраторы, веб-камеру, интерактивные доски, проекторы, оборудование для мастерских, специальные материалы и инструменты для работы. Многие выпускники школы поле обучения живут полноценной жизнью, находят работу. Как правило, они трудятся в строительной сфере, швейных ателье, сфере обслуживания.