Родители недооценивают опасность виртуальной жизни детей

С развитием Интернета немалой части родителей стало сложнее находить взаимопонимание с детьми. Маленькие пользователи в силу любознательности, общения со сверстниками и лёгкой обучаемости впитывают как губку всё новое и интересное, ориентируются в цифровом пространстве гораздо лучше взрослых. В связи с чем возникла довольно серьёзная проблема, требующая к себе повышенного внимания — зависимость и чрезмерное пребывание в Интернете пагубно влияет на жизнь детей в реальном мире. «Лаборатория Касперского» провела специальное исследование, в рамках которого эксперты постарались определить вовлечённость детей в цифровое пространство и то, к чему может это привести. Так, родители начинают приучать детей к гаджетам, будь то смартфоны или планшеты, с самого раннего возраста: в большинстве случаях это происходит в возрасте трёх лет. При этом дальнейшее знакомство мальчиков и девочек взрослые объясняют их обучением и развитием посредством девайсов — подобной точной зрения придерживается 92% родителей детей в возрасте от 4 до 6 лет. Во-первых, у нас у многих есть страх где-то внутри «А вдруг мой ребёнок отстанет, потому что я не дам ему гаджет, а у всех в три года он уже появится»… Во-вторых, родители считают, что это развивает мелкую моторику. То, что он тыкает в устройство — это как-то помогает в его развитии. И, в-третьих, почти половина родителей часто используют мобильные устройства в поездке, чтобы занять ребёнка, — объясняет эксперт «Лаборатории Касперского» по детской безопасности в сети Мария Наместникова. В последнем случае технологии служат «помощниками» для родителей в тех ситуациях, когда они не могут тратить на детей своё время. Именно поэтому не удивительно, что ребята, которых, по словам Наместниковой, с самого детства приучают, что есть гаджеты, и ими можно очень активно пользоваться, приобретают зависимость от них. Исследование показало, что второй год подряд доля детей, которые не могут обойтись без девайсов, составляет 85%. Недетские угрозы Безусловно, большую часть времени ребята проводят в социальных сетях. 43% младшеклассников (от 7 до 10 лет) уже имеют собственную страницу, и чем старше школьник, чем выше этот показатель. И самое тревожное в этом, как отметила Наместникова, — больше половины школьников получают предложения дружить от незнакомых людей. Из них 34% сталкиваются со взрослыми пользователями. Более того, почти половина учащихся (48-49%) призналась, что знакомятся с новыми людьми в социальных сетях, а треть даже встречалась с ними в реальной жизни. Как отметили родители, за минувший год незнакомые взрослые пытались «втереться в доверие» к 11% юзеров в возрасте 11-14 лет. Добавляя незнакомцев в друзья, дети, сами того не осозновая, открывают им доступ к информации, которой некоторые юзеры могут воспользоваться в своих целях. Так, например: 39% детей размещают номер своей школы; 29% выкладывают фотографии с обстановкой дома; 7% указывают номер мобильного телефона; 4% отмечают домашний адрес. Один из основателей и председатель поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Григорий Сергеев считает, что большую опасность представляет не точное место жительства ребёнка, а номер его телефона, поскольку он становится переходным мостиком между социальную сетью, которая теоритически контроллируется родителями, и каким-то другим пространством, вроде мессенджеров. У детей нет ощущения, что это какой-то риск. Для нас, как для людей которые ищут, использование соцсетей — это инструмент. Через них мы узнаём детей намного ближе, чем могли бы это сделать через родителей или школьного психолога. Это одна сторона истории, чем соцсети невероятно полезны. А есть вторая — дети через соцсети эти проблемы находят. Их там ничего не защищает... Когда мы говорим про историю, начавшуюся в соцсети, мы не видим ничего. И в этом самая большая опасность, — считает Сергеев. При этом часть родителей, как показало исследование, не уделяют достаточно внимания соцсетям детей: 13% не заходят на страницу ребёнка, а 12% не знает, какая информация размещена в открытом доступе. Заинтресованные же взрослые в первую очередь беспокоятся людьми, с которыми ребёнок общается, постами, которые он публикуют, и пабликами, на которые он подписан. Невиртуальный урон Ещё одна немаловажная проблема виртуального пространства — кибербуллинг, который не живёт в Интернете, а наносит ребёнку реальную травму в реальной жизни (News.ru ранее выпустил специальную инфографику, показывающую, где в Рунете чаще всего можно встретить агрессивную лексику, и какая аудитория к ней прибегает). Среди родителей только каждый десятый в той или иной степени знаком с этой темой, среди детей, доля тех, кто сталкивался с цифровой травлей или слышал о ней, достигает 33%. Последствия кибербулинга могут быть самыми разными: от сильного стресса и снижения самооценки до депрессии и бессоницы. Только 5% родителей отметили, что не замечали никаких видимых изменений в детях. Больше трети опрошенных родителей хотели бы лучше контролировать действия детей в Сети, однако считают, что для этого у них банально не хватит времени. Решениями этой проблемы могут стать технологии родительского контроля и повышение уровня цифровой грамотности и безопаности ребёнка. Но тем не менее, госпожа Наместникова выделила несколько основных правил, которые помогут взрослым защитить ребёнка от виртуальных угроз. Ребёнок должен общаться в социальных сетях только с теми, с кем знаком в реальной жизни. Родители вместе с детьми устанавливают настройки приватности таким образом, чтобы полный доступ к странице имели только реальные друзья. Ребёнок не должен делиться в социальных сетях потенциально опасной для него информацией (номер телефона и школы, адрес школы, интимные фотографии и снимки дорогих подарков и т.д.). Если ребёнок увлекается онлайновыми играми и общается с другими пользователи посредством игровых чатов, то родитель не должен запрещать ему общаться с ними, однако маленький геймер должен соблюдать при этом анонимность и не делиться ссылками на свои соцсети.

Родители недооценивают опасность виртуальной жизни детей
© News.ru