Особенным детям – особый подход: инклюзивное образование в Новосибирске
Каждый малыш с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует индивидуальной методики развития. И чем раньше с ребёнком начинают заниматься специалисты, тем больше шансов на успех. Кто-то из маленьких граждан сможет избавиться от статуса ОВЗ. Кто-то, несмотря на заболевание, вольётся в социум. С первых шагов Совет депутатов Новосибирска создал рабочую группу по рассмотрению вопросов, связанных с развитием инклюзивного образования в Новосибирске. Её цель – создание условий для развития особенных детей в каждом учреждении образования. «Когда у нас родился больной ребёнок, муж ушёл из семьи, – рассказывает одинокая мама из Новосибирска Нина Сорокина. – Я не знала, как буду его растить. Но сейчас он ходит в детский сад, где с ним занимаются специалисты. Это бесплатно, и за год уже заметны улучшения в его состоянии. У меня появилось больше времени для работы». Действительно, в городе есть детские учреждения, где знают, как растить особенных детей. На очередном заседании группы горсовета по инклюзивному образованию заведующие детскими садами комбинированного типа рассказали о своём опыте. В детском саду № 281, расположенном в двух корпусах в Дзержинском районе, воспитываются дети с нарушениями речи и аутистического спектра, задержкой психического и умственного развития и другими проблемами со здоровьем. С ними занимаются логопеды, педагоги-психологи, инструкторы по физическому воспитанию, музыкальные руководители. В саду есть музыкальные и спортивные залы, сенсорная комната, также работают студии мультипликации, изо, керамики. С июля 2017 года садику присвоили статус городской инновационной площадки. «Нам помогают сторонние организации. Клуб «Успех» занимается с малышами адаптивным карате, «Спортивный город» – физическим развитием, из медицинского центра «Ласточка» регулярно приезжают доктора. Центр дошкольного образования «Алые паруса» и благотворители помогают проводить конкурсы, праздники, – говорит заведующая детсадом Ольга Соколова. – Но есть и проблемы – это нехватка специалистов и спецоборудования». В детском саду № 484 Центрального округа 490 воспитанников. Здесь также работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Для каждого малыша разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут. Садик хорошо оснащён. Дети снимают напряжение в сенсорной и соляной комнатах, рисуют песком, занимаются скалолазанием, скандинавской ходьбой, плаванием в бассейне. В логопедическом кабинете кроме сенсорных досок стоит и «волшебное» говорящее зеркало, которое записывает речь ребёнка, потом воспроизводит её правильно, указывая на ошибки. Детский сад взаимодействует с библиотекой им. Горького, театрально-концертным комплексом «Евразия», со спортивной школой. Также детей вывозят на экскурсии в ботанический сад, на ипподром, а ещё на выставки, в театры, цирк. «Приятно, когда наши выпускники уходят не только в коррекционные школы и классы, но и в общеобразовательные школы, лицеи, гимназии», – говорит заведующая детским садом Людмила Панкратова. Выявить проблемы и решить Дети с проблемами здоровья – такие же граждане, как и остальные. Важно, чтобы они смогли реализовать свои права на разностороннюю жизнь в социуме. «Законом определено понятие «инклюзивное образование», это значит, что родитель имеет право привести своего ребёнка в любой детский садик или школу – коррекционную или обычную, – поясняет руководитель рабочей группы Совета депутатов г. Новосибирска по инклюзивному образованию, депутат Игорь Атякшев. – Но сейчас далеко не каждое учреждение школьного или дошкольного образования к этому готово. Предстоит очень много сделать – как в техническом оснащении образовательных заведений, так и в подготовке специалистов». Например, в учреждениях нужны дефектологи, логопеды, психологи и тьюторы (индивидуальные педагоги-психологи). Кроме того, необходима работа с коллективами, в которые вольются дети с ОВЗ и дети-инвалиды, и с родителями нормотипичных детей, они также должны быть готовы принять особенного ребёнка в класс, считает депутат Игорь Александрович. Положительный опыт есть, в детских садах эта система выстроена, они идут впереди школ. На садиках – основная нагрузка по развитию и социализации ребёнка. И количество особенных детей в детсадах больше, чем в школах. «В 2018 году через психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) статус ОВЗ получили 11 тысяч маленьких новосибирцев, – приводит цифры Игорь Атякшев. – Их становится больше с каждым годом. Трудно сказать, почему, вероятно, частично из-за упорядочения статистики. В школах таких ребятишек около двух тысяч». Рабочая группа намерена решить много вопросов. Один из главных – это выстраивание системы преемственности, когда ребёнка передают в подготовленную школу, где его готовы принять и знают, как с ним взаимодействовать. Некоторые садики отслеживают судьбу своих выпускников до 5 класса. Предстоит также рассмотреть все учреждения образования (детские сады, школы, лицеи, гимназии) и дополнительного образования. Выявить проблемы и решить их, то есть помочь с персоналом, подготовкой и специальным оборудованием.