«Влюблённые в своё дело». Учитель-блогер рассказывает о школе и хайпе

Учитель русского языка и литературы кемеровской школы №36 Валерия Акулова уверена: со школьниками нужно разговаривать на их языке, но не переходить на панибратство. Полтора года Валерия снимает ролики и выкладывает их на своём канале «Будни учителя» в YouTube. А 1 апреля девушка провела уроки в костюме панды. Корреспондент «АиФ в Кузбассе» поговорила с учителем-блогером о том, зачем ей костюм панды и правда ли, что сегодняшние дети совсем невыносимы. Что панда делала в школе? Наталья Исаева, «АиФ в Кузбассе»: Валерия, принято считать, что учитель – это человек правильный, ничем не выделяющийся. Вы, наоборот, всё время экспериментируете. Как удалось убедить директора, что 1 апреля можно провести урок в костюме и почему панда? Валерия Акулова: Для меня учитель – это несомненно образец, но образцы меняются. Время ведь не стоит на месте. Сегодняшние дети очень продвинуты, они на «ты» с гаджетами и неплохо ориентируются в виртуальном пространстве. Поэтому общаться со школьниками нужно на их языке, не переходя при этом на панибратство. Нельзя давать слабину – сразу почувствуют. У нас с ребятами чёткие границы: на уроке должна быть дисциплина, а на переменах можно и поиграть, и сфотографироваться. Поэтому от того, что я пришла в костюме панды, учебный процесс не пострадал: мы спокойно изучили обособленные члены предложения, выполнили упражнения. Почему панда?.. На самом деле, у меня просто не было другого костюма. В некоторых пабликах меня обвиняли в хайпе. Но я не пыталась хайповать! Просто мне кажется, что общество ставит нас в слишком жёсткие рамки. Даже от детей взрослые часто требуют через чур «серьёзного» поведения. На мой взгляд, это неправильно. Мы должны сохранить в себе ребёнка и разрешить нашим детям наслаждаться детством. Да, нужно обращать внимание на то, что о тебе подумают люди. Но в разумных пределах. Нет ничего плохого в том, что мы позволили себе расслабиться один раз в году – на 1 апреля. Зато начали четверть на позитивной волне. Некоторые дети тоже ведь принесли с собой костюмы и надевали их на переменках, чтобы пофотографироваться. У нас очень понимающий директор, которая всегда поддерживает добрые идеи. Поэтому в нашей школе всегда интересная и насыщенная жизнь. – А родители как реагируют? У вас есть ролик о том, какими школьники бывают на переменах. Там есть моменты, например, где дети дерутся. Мамы и папы разрешают снимать детей? Не боитесь, что кто-нибудь пожалуется? – Родители положительно относятся к моей работе, всегда пишут добрые комментарии в соцсетях, наоборот, благодарят за внеурочную деятельность. Мы же с ребятами не только видео снимаем, но и ходим в кино и театры, на каток и т.д. На самом деле, изначально у меня не было цели создать блог. Но когда пришла в школу, поняла, что там столько живого и атмосферного! Захотелось это показать. Сняла первый ролик о школе: ожидание и реальность. Выложила во Вконтакте. Посмотрели в основном ученики и их родители, посмеялись. Потом дети захотели тоже сниматься в видео, родители их поддержали. Съёмки проводим только после уроков. Это тоже внеурочная деятельность, как КВН. Просто новый формат. Кстати, сами дети меня просветили, что в соцсетях просмотров мало и нужно создать канал на YouTube. Получается, что мы с ребятами учимся друг у друга. Чем удивляют дети? –Учителя часто жалуются, что дети стали другими: на уроках в гаджетах, балуются, грубят. Когда я училась в школе, у нас не было крутых смартфонов с Интернетом, а учителя всё равно пол-урока высказывали, что «дети стали хуже». А может быть, проблема в учителе? Как вы справляетесь с детьми? – Не согласна, что дети стали хуже. Одна подписчица оставила однажды очень правильный комментарий: «30 лет назад школу закончила – ничего не изменилось. У нас Санька таким же хулиганом был». Разница только в том, что раньше школьники передавали друг другу записки и обкидывались бумажками, а сейчас они пишут сообщения в мессенджерах и делают селфи. Когда четыре года назад я взяла классное руководство в пятом классе, об одном мальчике мне говорили, что он хулиган. Принципиально не слушала и решила, что сама составлю картинку о детях. Да, школьник давал понять, что характер у него нелёгкий. Но в один из дней весенних каникул мы всем классом пошли кататься с горки. Дети взяли ледянки и плюшки, а я – кусок линолеума. Мы его закатали до дыр. И этот мальчик, так называемый хулиган, помогал держать линолеум, когда девочки садились, чтобы никто не упал. Потом сворачивал и поднимал обратно на гору. Вот это манеры! Он нормальный, адекватный, хороший ребёнок. Да, егоза, может немного пошалить – как и все дети. Поэтому не нужно вешать ярлыки. Пока ребята были маленькие, мы ходили в кино и театр, на каток и т.д. Потом попробовали выездные экскурсии. Съездили, к примеру, в музей Достоевского в Новокузнецке. Потом пошли дальше: на осенних каникулах поехали в Санкт-Петербург, на зимних – в Москву, на летних – в Казань. Совместный досуг нужен. Учителю важно понимать, что ребёнок – это не только тот, кто сидит перед тобой в классе. Ему может быть неинтересен твой предмет или тяжело тебя воспринимать – такое тоже может быть. Не нужно только по одному уроку судить о школьнике. Когда мы ехали в Санкт-Петербург на поезде, я была удивлена, как дети сами организовали свой досуг. Они взяли с собой настольные игры и карточки – такие интересные! Например, нужно было объяснять слова, которые написаны в карточках, не используя синонимов. Это же такая словарная работа! Мальчик, который был не очень активен на уроках, больше всех слов объяснил, да так понятно, что я была поражена богатым словарным запасом. – А на уроках литературы не засыпают? – Работать с литературными текстами всё тяжелее. Допустим, по методичке я должна задать прочитать повесть. Они пролистали: 20 страниц. Единицы прочитают полностью, многие откроют только краткое содержание. С чем мне работать? Я прекрасно понимаю, что по другим предметам тоже задают много. Поэтому иногда делаю так: половину задаю прочитать дома, а половину читаем на уроке. Но нужно сказать, что дети запоминают произведения и ориентируются в них. Однажды на внеклассном чтении читали повесть Алексея Борзенко «Пасха», в которой поднимается военная тема. До сих пор, когда мы с ребятами вспоминаем примеры из текстов, которые связанны с войной или жестокостью, они вспоминают именно «Пасху». Однажды по русскому языку задала написать сочинение об уроке, который запомнился. Один мальчик написал, что ему очень нравятся уроки литературы тем, что сначала мы вместе читаем текст, а потом учительница объясняет, о чём он. Была очень удивлена и обрадована. Выходит, что всё не зря! Дети вообще всегда удивляют. На одном уроке мы разбирали определение красоты. Я спросила, кто такой красивый человек? Думала, что сейчас будут говорить о внешности, а они высказались о добром сердце и хороших поступках. Это же здорово. Не надевайте стресс – Многие учителя отмечают, что времени не хватает ни на что: одни уроки, бумажки, тетрадки. Вы успеваете с детьми селфи делать, в театр ходить, видео снимать. Как вам хватает времени? – Я живу работой и получаю от неё удовольствие несмотря на то, что шесть дней в неделю веду по шесть уроков, индивидуальные и групповые занятия. В общей сложности выходит 44 часа. А ещё внеурочная деятельность и посещение семинаров – учитель тоже учится, совершенствует свои профессиональные навыки всю жизнь. На самом деле, у нас в школе много таких учителей – влюблённых в своё дело и успевающих всё. Иначе нельзя. С детьми нужно общаться: на уроке тему объяснить, на перемене – порой просто выслушать. Да, у них есть родители. Но ведь большую часть дня ребятишки проводят именно в школе, с учителем. Бумаг, действительно, очень много. Могло бы быть и поменьше, но постепенно ты к этому привыкаешь.

«Влюблённые в своё дело». Учитель-блогер рассказывает о школе и хайпе
© АиФ Кузбасс