Войти в почту

Туалеты в школах — это страх и кошмар каждого ребенка: колонка редактора

Редактор «Летидора» Ольга Гаврилова делится своими воспоминаниями о школьных туалетах и рассуждает о том, почему психологические проблемы, которые дети приобретают, посещая школьные туалеты, намного серьезнее, чем нам кажутся.

Я окончила школу 10 лет назад. Кажется, что все плохое, что происходило со мной в школе, давно забылось. И остались только приятные воспоминания о веселых автобусных экскурсиях с игрой в «бутылочку» на последних местах, о чаепитиях на уроках математики и репетициях к последнему звонку. Но нет. Что нельзя выскрести из моей памяти никакими способами, так это воспоминания о школьных туалетах.

Вот я второклашка и отпросилась на уроке музыки в туалет. Музыка проходила в левом крыле четвертого этажа — территории старшеклассников. Поэтому в туалет я отправилась здесь же. Когда я зашла в него, внутри клубились облака сигаретного дыма. Он шел из единственной кабинки с дверью, которая находилась ближе к входной двери и раковинам. Дальше были расположены четыре кабинки, отделенные друг от друга фанерными перегородками. Никаких ободков на унитазах, никакой туалетной бумаги я не видела там никогда.

Из-за двери кабинки доносился смех двух старшеклассниц, которые заперлись в ней, чтобы покурить.

Я прошмыгнула в среднюю кабинку, быстро сделала свои дела и вернулась к раковинам. Ополоснула руки ледяной водой, стряхнула воду на пол и отправилась в класс.

Помню чувство страха, которое меня охватывало каждый раз, когда я заходила в школьный туалет. Оно появилось из-за того, что взрослые девочки всегда запугивали нас, угрожали, что опалят нам ресницы и брови, если мы расскажем, что те курили. А курили они почти каждую перемену. И не только в туалетах на своих этажах. Часто они дымили именно в наших туалетах, а иногда жгли там же туалетную бумагу, которая появлялась в кабинках очень редко.

Начиная с третьего класса мы с подружками старались не ходить в туалет поодиночке. Нам было страшно. В последней секции всегда тусовались девочки-хулиганки, так что эта кабинка не считалась рабочей. Они то и дело вставали на перекладину, отделявшую эту кабинку от соседней, и подглядывали за всеми, смеялись, кричали. Поэтому в две дальние кабинки никто не ходил, а в первые две кабинки на перемене всегда выстраивалась большая очередь.

Вот такая ситуация. В туалете было четыре кабинки, но по факту — две.

Учителя заглядывали в туалеты редко. Некоторые, кажется, даже побаивались курильщиков и хулиганов не меньше нас.

Как-то одна девочка из-за страха посещения самого туалета сделала свои дела прямо на лестнице. Все смеялись над этим случаем, но мне тогда было не до смеха. Я думала, каково сейчас той девочке… Знаю, что родители почти сразу перевели ее в другую школу, и больше я никогда о ней не слышала.

Я никогда не видела в нашей школе в общих туалетах ни стульчаки на унитазах, ни нормальной туалетной бумаги. Мыло появлялось редко — обычно это был скользкий огрызок хозяйственного мыла, в пыли и волосах, который лежал прямо на раковине и чуть что вылетал из рук на грязный пол. Вам было бы приятно мыть таким мылом руки?

Кстати, про чистоту и запахи. Пахло в туалете приятно только рано утром, когда уборщица все промыла хлоркой, а затем хорошенько проветрила. В течение дня порядок в первоначальном виде поддерживался редко. Из туалета мальчиков всегда шел сильный запах мочи…

Были в школе и элитные туалеты, только для учителей.

На каждом этаже располагался один учительский туалет. Они были закрыты почти всегда. Ключами от них владела высшая каста — педагоги и хозработники. Попасть туда ученику считалось большой удачей.

В средней и старшей школе наш классный руководитель разрешала нам брать у нее ключ от элитного туалета. Мы не злоупотребляли такой возможностью и пользовались ключом только в дни менструаций. Спасибо понимающей учительнице.

Кстати, в этом туалете всегда была туалетная бумага и жидкое мыло. И стульчак. И вода сливалась нормально. Ничто нигде не подтекало. В директорском висели даже бумажные полотенца. Наверное, для почетных гостей из районо.

Прошло 10 лет, и я до сих пор поддерживаю контакт с некоторыми учителями из школы и лично общаюсь с несколькими ребятами, которые учатся там.

Как вы думаете, много ли изменилось за 10 лет?

Самый большой прорыв — дети больше не курят в туалетах. Считаю, что это победа.

Да, еще появилось мыло. Однако о закрывающихся кабинках и туалетной бумаге дети так и мечтают.

Думаю, если бы директора школ знали, что одна из частых проблем, по которым к психологам обращаются родители, это запоры на почве того, что ребенок стесняется или боится сходить в туалет в школе и поэтому терпит, то они быстрее распорядились бы сделать туалеты комфортными…

Но пока мы имеем то, что имеем.

Разумеется, есть прогрессивные школы, которые заботятся о психологическом здоровье своих учеников и понимают, как важно обустроить такой туалет, в который захочется ходить.

Но, к сожалению, таких пока меньшинство. И от этого грустно.