Будущее инженерного образования — в руках у частного бизнеса

Модернизация отечественной экономики немыслима без развития системы инженерного образования и постижения основ аддитивных технологий, 3D-печати, 3D-моделирования, программирования и конструирования. И пока идут споры о том, чему и в какой мере в средней школе дети должны обучаться премудростям политехнической мысли, эту пока в общем-то пустую нишу заполняет частный бизнес. Москвич Сергей Чернышев уже четыре года успешно развивает проект Education Robot. О тонкостях и специфике редкого образовательного бизнеса в сфере аддитивных технологий — в материале «Ленты.ру». Преподаватель Российского университета транспорта Сергей Чернышев в свои 29 лет имеет несколько специальностей: сначала он выучился на инженера путей сообщения по организации движения и управления процессом перевозок на транспорте, потом закончил курсы переподготовки вузовских работников и завершил свой студенческий путь в Российском экономическом университете имени Плеханова, став дипломированным менеджером. Полученный опыт позволил понять — эффективное современное образование возможно при сочетании различных к нему системных и многопрофильных подходов. В 2015 году Сергей Чернышев запустил проект Education Robot, где учит детей робототехнике. «Что касается практических занятий по электронике и электротехнике, то после наших занятий дети прекрасно понимают, как это работает изнутри. Одним словом, у нас дети узнают, куда и как надо подключить компоненты, чтобы заработало устройство», — комментирует Сергей Чернышов. Как говорил знаменитый американский писатель Леонард Луис Левинсон, «инженер — человек, способный взять теорию и приделать к ней колеса». Вот будущих инженеров и конструкторов и готовят в проекте Education Robot. Чтобы было понятно, Education Robot — это такая смесь уроков труда в школе, конструкторских кружков во дворцах творчества детей и молодежи с элементами техникумов. «У нас такая мастерская, куда дети приходят и им рассказывают, что и как работает. Мы назвали это курсами робототехники, хотя это больше условное обозначение, — робот является конечной целью, ребенок может его создать, изучив технологии и программирование. Ребятам в школе дают на информатике базовые знания, но практических навыков они там не приобретают. Поэтому наша задача — те теоретические знания, которые ребенок получает, превратить в навыки, — говорит Сергей Чернышев. — Раньше на уроке труда стоял токарный станок — и дети делали на нем несложные предметы. В наше время таким станком является 3D-принтер — и дети могут на нем сделать сложные механизмы и устройства — и мы показываем, как на нем работать». Иными словами, в Education Robot используя знания по информатике, математике, физике и химии, отрабатывают навыки конструирования и инженерной мысли: что нужно сделать, чтобы сформировать какую-то модель, — обработать ее в компьютере и дать команду 3D-принтеру ее изготовить. «Что касается конструирования — в конечном итоге мы собираем воедино все технологии, которые используем на практике, чтобы получить продукт, то есть робота. А они бывают очень разными — не обязательно физическими, как робот-пылесос, он может быть и виртуальным, например, может искать что-либо в интернете», — отмечает Сергей Чернышев. Не нужно быть большим экономистом, чтобы понять — рентабельность в образовательном бизнесе минимальна. С одной стороны — слишком большие издержки на зарплату наставникам, даже самую скромную, с другой — большие траты на оборудование. «Дети приходят к нам один раз в неделю на два астрономических часа, — делится Сергей Чернышев. — Группы небольшие, иначе смысла нет, по 10-12 человек с двумя наставниками». Средний чек для родителей будущих инженеров 7 тысяч рублей за четыре посещения — это абонемент на месяц. «Разумеется, для нас крайне критичны вопросы налогообложения — мы считаем каждый рубль, можно даже сказать — каждую копейку, — рассуждает о тонкостях образовательного бизнеса Сергей Чернышев. — Сейчас я веду проект в формате индивидуального предпринимателя. За месяц выходит в среднем 600 — 800 тысяч рублей выручки. И тут нам очень помог Портал Бизнес-навигатора МСП, который совершенно бесплатно подсказал нам, что лучше приобрести патент, чем оставаться просто на доходах». Сейчас у Education Robot три образовательных центра. В перспективе пары месяцев — открыть еще три центра, увеличить втрое количество учеников и выручку довести до 1,8 — 2 миллионов рублей. В перспективе проект собираются переформатировать в общество с ограниченной ответственностью и запустить процесс продажи франшизы технологических центров для взрослых и детей. «С помощью Бизнес-навигатора МСП мы сейчас составляем бизнес-планы и анализируем востребованность видов бизнеса по районам города», — добавляет Сергей Чернышев. «У нас ребенок проходит весь путь до инженера-конструктора и разработчика роботов. В конечном итоге он попробует себя во всех этих специальностях и сумеет все сделать сам», — говорит основатель Education Robot. Разумеется, как и положено, обучение здесь проходит сообразно особенностям каждого возраста. Начальная ступень — дети 5-8 лет осваивают базовые, основные понятийные вещи. Им рассказывают, как размер шестеренок влияет на передачу, объясняют и показывают на примерах, что такое плечо и как работает лифт, — все в доступной для детей форме, на «их языке». . Следующая ступень — ребята от 8 до 10-11 лет. На этой стадии дети переходят на базовую программу, где они обучаются основам аддитивных технологий, 3D-печати и 3D-моделирования, осваивают азы информационных технологий: языки программирования Scratch, C++, Python. «Это, конечно, базовые навыки, но они их начинают изучать последовательно и целенаправленно, — говорит Сергей Чернышев. — Наша задача — дать детям терминологию, которой они будут оперировать в будущем. У них нет пока достаточных знаний по математике, физике, химии и информатике, и ребята в этом возрасте нацелены на визуальное восприятие мира, — отсюда и особенности в обучении». 11-15 лет — основная категория детей, которая проходит программу в полном объеме: электротехника, электроника, 2-3 языка программирования, — и дальше ребята переходят на создание своих собственных проектов, которые идут по нарастающей, — от простых к более сложным. «В таком режиме мы работаем с 2016 года — уже обучили большое количество детей — порядка 600 человек, — отмечает Сергей Чернышев. — Те ребята, которые пришли три года назад, сейчас становятся помощниками наставников. Таким образом мы воспитали первые кадры для себя». Следует особо подчеркнуть, что каждый ребенок в Education Robot занимается по своему индивидуальному плану под присмотром наставника. Но самое любопытное, что со временем в Education Robot стали брать и взрослых. «Самому старшему нашему ученику — вы не поверите — 60 лет, — с энтузиазмом говорит Сергей Чернышов. — К нам приходят те, кто просто хочет узнать что-то новое для себя: для хобби или для бизнеса. Так что у нас большой спрос — взрослые люди приходят вечером и занимаются самым активным образом». Как известно, цели современного образования — это создание механизма устойчивого развития личности учащихся, обеспечение результативности и эффективности их обучения и воспитания, необходимость повышения конкурентоспособности выпускников на внутреннем и внешнем рынках труда. И, как мы видим, частный бизнес справляется с этим весьма эфффективно.

Будущее инженерного образования — в руках у частного бизнеса
© Lenta.ru